С середины XIX в. появились так называемые пожарные трубы.
В России уже в XVIII в. стали использовать пожарные трубы с печным подогревом (рис. 9.26).
|
Рис. 9.26. Пожарная труба (насос) с подогревателем:
1 – всасывающий насос (цилиндр); 2 – коромысло; 3 – нагнетательный коллектор;
4 – подогреватель в виде железной печки
Использовались специальные бочечные ходы с топкой для подогрева воды (рис. 9.27). Предварительно нагретая воды подавалась в напорные пожарные линии, предотвращая ее замерзание.
Рис. 9.27. Бочечный ход с топкой для нагрева воды:
1 – топка в виде железной печки; 2 – бочка в теплоизолированном корпусе;
3 – выхлопная труба
С появлением центробежных насосов был разработан насос с элементами двойного корпуса. Внутреннее пространство корпуса соединялось с системой охлаждения двигателя. Нагретая двигателем вода обогревала пожарный насос и воду, подаваемую им.
На ряде пожарных машин: ПМГ-5, ПМЗ-8 (1946–1965 гг.) – выхлопными газами двигателя обогревался насосный отсек. Были попытки обогревать отработавшими газами двигателя цистерну с водой (АЦ-30(130)63Б, АНР-40(130)127А), кабины расчетов. Однако энергетически это не оправдывалось.
|
|
Начиная с 1960 г. на ряде автоцистерн для обогрева кабин использовались автономные обогреватели. Сочетание их со средним расположением насоса обеспечило более комфортные условия работы насосных установок. Это реализовано на ряде современных автоцистерн: АЦ-40-6/6(5557), АЦ-8-40(4320)008МИ и др.
На современных моделях пожарных автоцистерн в основном уделяется внимание обогреву насосного отсека автономными подогревателями. Осуществлена попытка создать пожарную автоцистерну с элементами северного исполнения. Так, Варгашинским заводом противопожарного оборудования создан ряд АЦ (АЦ-4,0-40(5557)9ВР, АЦ-8,0-40(43118)-24ВР и др.)
со средним расположением насоса, обогреваемой кабиной. Утепленная цистерна также обогревается автономным подогревателем.
Принципиально новым было создание АЦ с предварительным подогревом воды в цистерне. Цистерна и пенобак имели тепловую изоляцию. Недостатком ее было большое время нагрева воды для режима подпитки (до 60 мин). При этом становилось опасным обледенение рукавных линий.
Таким образом, проблема не решена. По-прежнему необходимо для условий холодного климата в соответствии с ГОСТ 15150 создать АЦ, работоспособную при температурах от +40 до –60 °С. При этом, естественно, становится важной задача обеспечения работоспособности рукавных линий, так как именно на них приходится до 38 % всех отказов при тушении пожаров.
Одним из путей решения этой проблемы может быть использование многоцелевого пожарного автомобиля АПМ3-2/40-1,38/100-100(43118)
мод. ПиРо3-МПЗ, созданного в Академии ГПС МЧС России. Его включение в рукавную линию позволит обеспечить работоспособность рукавных линий до температуры окружающей среды –60°. Его включение в систему подачи воды показано на рис. 9.28.
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 9.28. Использование автомобиля пожарного многоцелевого
для обеспечения работоспособности насосно-рукавной системы ПНС
в условиях низких температур:
1 – пожарная насосная станция (ПНС); 2 – магистральная рукавная линия;
3 – вставка для подпитки горячей воды; 4 – автомобиль пожарный многоцелевой АПМ3-2/40-1,38/100-100(43118) мод. ПиРо3-МПЗ