ЕГЭ 2011. Обществознание: репетитор

Анна Юрьевна Лазебникова
Максим Юрьевич Брандт
Елена Лазаревна Рутковская

  • ВВЕДЕНИЕ
  • I. ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК НОВАЯ ФОРМА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 1. Почему данная форма итоговой аттестации выпускников общеобразовательной школы называется единым государственным экзаменом?
    • 2. Был ли в нашей стране опыт тестовой проверки подготовки учащихся до введения ЕГЭ?
    • 3. Используются ли аналогичные ЕГЭ формы аттестации учащихся в зарубежной школе?
    • 4. Чем обеспечивается большая достоверность и объективность результатов ЕГЭ по сравнению с устными выпускными и вступительными экзаменами?
    • 5. Какие компоненты уровня подготовки выпускников оцениваются с помощью единого экзамена?
    • 6. Что остается за рамками проверки?
    • 7. Кто разрабатывает задания ЕГЭ?
    • 8. Как оцениваются результаты единого экзамена?
    • 9. Как влияют результаты ЕГЭ по обществознанию на школьный аттестат?
    • 10. Можно ли пересдавать ЕГЭ и как поступить, если вы не согласны с его результатами?
    • 11. Почему важно внимательно читать и выполнять инструкции к заданиям?
  • II. ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОВЕРКИ
    • 1. Что лежит в основе отбора учебного материала для проверки?
    • 2. По каким учебникам и учебным пособиям лучше готовиться к экзамену?
    • 3. К какой дополнительной литературе можно обратиться при подготовке к экзамену?
    • СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ОБЩЕСТВО»
      • 1. Из каких позиций складывается содержательная линия «Общество»?
      • 2. Известно, что понятие «общество» имеет несколько значений. Какое из них нужно знать, чтобы успешно выполнить экзаменационную работу?
      • 3. В чем состоит смысл теоретического положения о том, что общество – это обособившаяся от природы часть материального мира?
      • 4. На какие особенности общества как системы следует обратить особое внимание при подготовке к экзамену?
      • 5. Какие особенности традиционного, индустриального и постиндустриального (информационного) общества нужно учитывать при выполнении экзаменационной работы?
    • СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ЧЕЛОВЕК»
      • 1. Что нужно знать в положениях содержательной линии «Человек»?
      • 2. Какие особенности человека имеют биологическую природу, а какие – социальную?
      • 3. Чем различаются понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность»?
      • 4. Чем трудовая деятельность человека отличается от «труда» животных?
      • 5. Можно ли утверждать, что человек наследует способности к той или иной деятельности?
      • 6. Являются ли синонимами слова «социализация» и «воспитание»?
      • 7. Какую деятельность можно считать творческой?
    • СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ПОЗНАНИЕ»
      • 1. Что нужно знать по содержательной линии «Познание»?
      • 2. Какие вопросы этой линии являются наиболее сложными?
      • 3. Что сближает познание с другими видами деятельности и что отличает его от них?
      • 4. Можно ли считать чувственное познание синонимом эмоционального отношения человека к действительности?
      • 5. Может ли истина быть субъективной?
      • 6. Почему мы доверяем науке?
      • 7. Надежны ли выводы и обобщения, сделанные на основе повседневного опыта?
      • 8. Какие науки изучают общество?
      • 9. Можно ли считать выводы общественных наук объективной истиной?
    • СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
      • 1. Что нужно знать в положениях содержательной линии «Экономическая сфера»?
      • 2. В чем заключается главная проблема экономики?
      • 3. От чего зависит тип экономической системы?
      • 4. Какие причины могут вызвать изменение спроса на товар?
      • 5. Какие причины могут вызвать изменение предложения товара?
      • 6. Какую роль играет равновесная цена в рыночной экономике?
      • 7. Как изменяется рынок товара в случае нарушения рыночного равновесия?
      • 8. В чем преимущество конкуренции?
      • 9. Какая форма организации бизнеса выгоднее для предпринимателя?
      • 10. Как связаны между собой показатели: выручка, издержки, прибыль?
      • 11. Зависит ли структура расходов граждан от уровня их доходов?
      • 12. Кто считается безработным?
      • 13. Каковы причины безработицы?
      • 14. Как измеряется уровень благосостояния граждан страны?
      • 15. Всегда ли рост ВВП свидетельствует об экономическом росте в стране?
      • 16. Что происходит в экономике страны в отдельных фазах экономического цикла?
      • 17. Какие функции выполняют деньги?
      • 18. Каковы социально-экономические последствия инфляции?
      • 19. Каковы цели монетарной политики?
      • 20. Какие инструменты применяет государство для проведения бюджетно-налоговой политики?
      • 21. Какая система налогообложения может снизить неравенство доходов населения?
      • 22. Каковы причины и последствия глобализации?
    • СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
      • 1. Что нужно знать в положениях содержательной линии «Социальная сфера»?
      • 2. Какие вопросы этой линии являются наиболее сложными?
      • 3. Социальные группы: по каким критериям их выделяют?
      • 4. Можно ли считать понятия «социальная стратификация» и «социальное неравенство» синонимами?
      • 5. Что мы знаем о социальных ролях?
      • 6. Можно ли изменить свое положение в обществе?
      • 7. По каким правилам мы живем?
      • 8. Какие бывают социальные санкции?
      • 9. Отклонения в поведении: только негативные?
      • 10. Семья – социальная группа или социальный институт?
      • 11. Почему молодежь считают социальной группой?
      • 12. Что характерно для межнациональных отношений в современном мире?
    • СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
      • 1. Какой круг знаний охватывают задания по вопросам, касающимся духовно-нравственной сферы?
      • 2. Как различить широкое и узкое значения понятия «культура»?
      • 3. Как развивается культура?
      • 4. Чем обычай отличается от традиции?
      • 5. Являются ли слова «обряд», «церемония» и «ритуал» синонимами?
      • 6. Что такое субкультура и контркультура?
      • 7. В чем специфика СМИ?
      • 8. Общество и СМИ – каков механизм взаимодействия?
      • 9. Зачем обществу наука?
      • 10. Что собой представляет система образования в Российской Федерации?
      • 11. В чем отличие морали от других социальных норм?
    • СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ПРАВО»
      • 1. Что нужно знать в положениях содержательной линии «Право»? Какие вопросы этой линии являются наиболее сложными?
      • 2. Почему право занимает особое место в системе социальных норм?
      • 3. Из каких элементов состоит система права?
      • 4. Какие отношения регулируют основные отрасли российского права?
      • 5. Какие источники (формы) права существуют?
      • 6. Почему конституцию принято называть законом высшей юридической силы?
      • 7. В чем сходство проступка и преступления и каковы различия между ними?
      • 8. Что такое юридическая ответственность? В каких случаях она наступает?
      • 9. Каковы основы конституционного строя Российской Федерации?
      • 10. В чем проявляется социальный и светский характер государства?
      • 11. Как в Российском государстве осуществляется принцип разделения властей?
      • 12. Каковы полномочия Президента РФ?
      • 13. Кто охраняет право?
    • СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
      • 1. Какой круг знаний охватывают задания по вопросам политической сферы?
      • 2. Что такое власть? Каковы ее виды?
      • 3. Каковы структура и функции политической системы?
      • 4. Чем государство отличается от других политических институтов?
      • 5. Что отличает форму правления от формы государственного устройства?
      • 6. Как различить унитарное государство, федерацию и конфедерацию?
      • 7. Какие типы избирательных систем существуют?
      • 8. Каковы функции политических партий? Какие типы партий различают?
      • 9. Что такое политическая идеология?
  • III. СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ. ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ
    • 1. Как различаются задания по характеру ответа?
    • 2. Каковы основные типы заданий в зависимости от предполагаемого вида познавательной деятельности?
    • 3. Как различаются задания по уровню сложности?
    • 4. Как выполнять задания на сравнение?
    • 5. В чем специфика заданий на классификацию?
    • 6. Как справиться с заданиями на распределение позиций по группам и на установление соответствия?
    • 7. Как правильно выбрать признак указанного понятия?
    • 8. Как по признаку установить понятие?
    • 9. Соотносим понятия и определения: как не допустить ошибки?
    • 10. Сколько смыслов у одного понятия?
    • 11. Почему задания на конкретизацию отнесены к заданиям высокого уровня сложности?
    • 12. Две разновидности заданий-задач: что общего? Каковы различия?
    • 13. Какие умения необходимы для того, чтобы правильно решать задачи?
    • 14. Каков алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом?
    • 15. Задача с открытым ответом: как выбрать нужные аргументы?
    • 16. Как подойти к решению задач с выбором ответа?
    • 17. В каком случае за задание-задачу с открытым ответом можно получить высший балл?
    • 18. Зачем в контрольные измерительные материалы ЕГЭ включена работа с текстами документов?
    • 19. Как подготовиться к проверке умения работать с текстом документа?
    • 20. В чем заключаются интерпретация и анализ текста?
    • 21. Какие документы используются в заданиях с текстовым фрагментом?
    • 22. Как может происходить процесс работы с документом?
    • 23. Что проверяют задания, включающие оригинальные тексты?
    • 24. Каков характер заданий к тексту?
    • 25. По каким критериям оценивается выполнение заданий по работе с текстом?
    • 26. Можно ли экзаменуемому выражать несогласие с точкой зрения автора?
    • 27. Что такое эссе? Каковы его особенности?
    • 28. Какие типы эссе выделяют ученые?
    • 29. Что отличает эссе по обществознанию от эссе по литературе или по истории?
    • 30. Как оцениваются экзаменационные эссе по обществознанию? Какие критерии используются?
    • 31. Как выбрать тему эссе на экзамене?
    • 32. Можно ли пользоваться черновиком?
    • 33. Какие требования предъявляются к структуре эссе?
    • 34. Нельзя ли на примере показать, как проверяются экзаменационные эссе?
    • 35. Что еще почитать для того, чтобы качественно написать эссе по обществознанию?
  • IV. ЧТО ПОКАЗАЛИ ЭКЗАМЕНЫ ПРОШЛЫХ ЛЕТ?
    • 1. Каковы основные ошибки при выполнении базовых заданий с выбором ответов?
    • 2. Задания на сравнение: чем вызваны ошибки?
    • 3. Почему за задания, требующие раскрытия положения на примерах, большинство выпускников получают низкие баллы?
    • 4. Что вызывает трудности при выполнении заданий-задач?
    • 5. На чем «спотыкались» выпускники при анализе оригинальных текстов?
    • 6. В каком случае эссе не засчитывается экспертами как выполненное задание?
  • Сноски

Анна Лазебникова, Елена Рутковская, Максим Брандт
ЕГЭ 2011. Обществознание: репетитор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: