Анна Юрьевна Лазебникова
Максим Юрьевич Брандт
Елена Лазаревна Рутковская
- ВВЕДЕНИЕ
- I. ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК НОВАЯ ФОРМА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
- 1. Почему данная форма итоговой аттестации выпускников общеобразовательной школы называется единым государственным экзаменом?
- 2. Был ли в нашей стране опыт тестовой проверки подготовки учащихся до введения ЕГЭ?
- 3. Используются ли аналогичные ЕГЭ формы аттестации учащихся в зарубежной школе?
- 4. Чем обеспечивается большая достоверность и объективность результатов ЕГЭ по сравнению с устными выпускными и вступительными экзаменами?
- 5. Какие компоненты уровня подготовки выпускников оцениваются с помощью единого экзамена?
- 6. Что остается за рамками проверки?
- 7. Кто разрабатывает задания ЕГЭ?
- 8. Как оцениваются результаты единого экзамена?
- 9. Как влияют результаты ЕГЭ по обществознанию на школьный аттестат?
- 10. Можно ли пересдавать ЕГЭ и как поступить, если вы не согласны с его результатами?
- 11. Почему важно внимательно читать и выполнять инструкции к заданиям?
- II. ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОВЕРКИ
- 1. Что лежит в основе отбора учебного материала для проверки?
- 2. По каким учебникам и учебным пособиям лучше готовиться к экзамену?
- 3. К какой дополнительной литературе можно обратиться при подготовке к экзамену?
- СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ОБЩЕСТВО»
- 1. Из каких позиций складывается содержательная линия «Общество»?
- 2. Известно, что понятие «общество» имеет несколько значений. Какое из них нужно знать, чтобы успешно выполнить экзаменационную работу?
- 3. В чем состоит смысл теоретического положения о том, что общество – это обособившаяся от природы часть материального мира?
- 4. На какие особенности общества как системы следует обратить особое внимание при подготовке к экзамену?
- 5. Какие особенности традиционного, индустриального и постиндустриального (информационного) общества нужно учитывать при выполнении экзаменационной работы?
- СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ЧЕЛОВЕК»
- 1. Что нужно знать в положениях содержательной линии «Человек»?
- 2. Какие особенности человека имеют биологическую природу, а какие – социальную?
- 3. Чем различаются понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность»?
- 4. Чем трудовая деятельность человека отличается от «труда» животных?
- 5. Можно ли утверждать, что человек наследует способности к той или иной деятельности?
- 6. Являются ли синонимами слова «социализация» и «воспитание»?
- 7. Какую деятельность можно считать творческой?
- СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ПОЗНАНИЕ»
- 1. Что нужно знать по содержательной линии «Познание»?
- 2. Какие вопросы этой линии являются наиболее сложными?
- 3. Что сближает познание с другими видами деятельности и что отличает его от них?
- 4. Можно ли считать чувственное познание синонимом эмоционального отношения человека к действительности?
- 5. Может ли истина быть субъективной?
- 6. Почему мы доверяем науке?
- 7. Надежны ли выводы и обобщения, сделанные на основе повседневного опыта?
- 8. Какие науки изучают общество?
- 9. Можно ли считать выводы общественных наук объективной истиной?
- СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
- 1. Что нужно знать в положениях содержательной линии «Экономическая сфера»?
- 2. В чем заключается главная проблема экономики?
- 3. От чего зависит тип экономической системы?
- 4. Какие причины могут вызвать изменение спроса на товар?
- 5. Какие причины могут вызвать изменение предложения товара?
- 6. Какую роль играет равновесная цена в рыночной экономике?
- 7. Как изменяется рынок товара в случае нарушения рыночного равновесия?
- 8. В чем преимущество конкуренции?
- 9. Какая форма организации бизнеса выгоднее для предпринимателя?
- 10. Как связаны между собой показатели: выручка, издержки, прибыль?
- 11. Зависит ли структура расходов граждан от уровня их доходов?
- 12. Кто считается безработным?
- 13. Каковы причины безработицы?
- 14. Как измеряется уровень благосостояния граждан страны?
- 15. Всегда ли рост ВВП свидетельствует об экономическом росте в стране?
- 16. Что происходит в экономике страны в отдельных фазах экономического цикла?
- 17. Какие функции выполняют деньги?
- 18. Каковы социально-экономические последствия инфляции?
- 19. Каковы цели монетарной политики?
- 20. Какие инструменты применяет государство для проведения бюджетно-налоговой политики?
- 21. Какая система налогообложения может снизить неравенство доходов населения?
- 22. Каковы причины и последствия глобализации?
- СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
- 1. Что нужно знать в положениях содержательной линии «Социальная сфера»?
- 2. Какие вопросы этой линии являются наиболее сложными?
- 3. Социальные группы: по каким критериям их выделяют?
- 4. Можно ли считать понятия «социальная стратификация» и «социальное неравенство» синонимами?
- 5. Что мы знаем о социальных ролях?
- 6. Можно ли изменить свое положение в обществе?
- 7. По каким правилам мы живем?
- 8. Какие бывают социальные санкции?
- 9. Отклонения в поведении: только негативные?
- 10. Семья – социальная группа или социальный институт?
- 11. Почему молодежь считают социальной группой?
- 12. Что характерно для межнациональных отношений в современном мире?
- СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
- 1. Какой круг знаний охватывают задания по вопросам, касающимся духовно-нравственной сферы?
- 2. Как различить широкое и узкое значения понятия «культура»?
- 3. Как развивается культура?
- 4. Чем обычай отличается от традиции?
- 5. Являются ли слова «обряд», «церемония» и «ритуал» синонимами?
- 6. Что такое субкультура и контркультура?
- 7. В чем специфика СМИ?
- 8. Общество и СМИ – каков механизм взаимодействия?
- 9. Зачем обществу наука?
- 10. Что собой представляет система образования в Российской Федерации?
- 11. В чем отличие морали от других социальных норм?
- СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ПРАВО»
- 1. Что нужно знать в положениях содержательной линии «Право»? Какие вопросы этой линии являются наиболее сложными?
- 2. Почему право занимает особое место в системе социальных норм?
- 3. Из каких элементов состоит система права?
- 4. Какие отношения регулируют основные отрасли российского права?
- 5. Какие источники (формы) права существуют?
- 6. Почему конституцию принято называть законом высшей юридической силы?
- 7. В чем сходство проступка и преступления и каковы различия между ними?
- 8. Что такое юридическая ответственность? В каких случаях она наступает?
- 9. Каковы основы конституционного строя Российской Федерации?
- 10. В чем проявляется социальный и светский характер государства?
- 11. Как в Российском государстве осуществляется принцип разделения властей?
- 12. Каковы полномочия Президента РФ?
- 13. Кто охраняет право?
- СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
- 1. Какой круг знаний охватывают задания по вопросам политической сферы?
- 2. Что такое власть? Каковы ее виды?
- 3. Каковы структура и функции политической системы?
- 4. Чем государство отличается от других политических институтов?
- 5. Что отличает форму правления от формы государственного устройства?
- 6. Как различить унитарное государство, федерацию и конфедерацию?
- 7. Какие типы избирательных систем существуют?
- 8. Каковы функции политических партий? Какие типы партий различают?
- 9. Что такое политическая идеология?
- III. СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ. ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ
- 1. Как различаются задания по характеру ответа?
- 2. Каковы основные типы заданий в зависимости от предполагаемого вида познавательной деятельности?
- 3. Как различаются задания по уровню сложности?
- 4. Как выполнять задания на сравнение?
- 5. В чем специфика заданий на классификацию?
- 6. Как справиться с заданиями на распределение позиций по группам и на установление соответствия?
- 7. Как правильно выбрать признак указанного понятия?
- 8. Как по признаку установить понятие?
- 9. Соотносим понятия и определения: как не допустить ошибки?
- 10. Сколько смыслов у одного понятия?
- 11. Почему задания на конкретизацию отнесены к заданиям высокого уровня сложности?
- 12. Две разновидности заданий-задач: что общего? Каковы различия?
- 13. Какие умения необходимы для того, чтобы правильно решать задачи?
- 14. Каков алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом?
- 15. Задача с открытым ответом: как выбрать нужные аргументы?
- 16. Как подойти к решению задач с выбором ответа?
- 17. В каком случае за задание-задачу с открытым ответом можно получить высший балл?
- 18. Зачем в контрольные измерительные материалы ЕГЭ включена работа с текстами документов?
- 19. Как подготовиться к проверке умения работать с текстом документа?
- 20. В чем заключаются интерпретация и анализ текста?
- 21. Какие документы используются в заданиях с текстовым фрагментом?
- 22. Как может происходить процесс работы с документом?
- 23. Что проверяют задания, включающие оригинальные тексты?
- 24. Каков характер заданий к тексту?
- 25. По каким критериям оценивается выполнение заданий по работе с текстом?
- 26. Можно ли экзаменуемому выражать несогласие с точкой зрения автора?
- 27. Что такое эссе? Каковы его особенности?
- 28. Какие типы эссе выделяют ученые?
- 29. Что отличает эссе по обществознанию от эссе по литературе или по истории?
- 30. Как оцениваются экзаменационные эссе по обществознанию? Какие критерии используются?
- 31. Как выбрать тему эссе на экзамене?
- 32. Можно ли пользоваться черновиком?
- 33. Какие требования предъявляются к структуре эссе?
- 34. Нельзя ли на примере показать, как проверяются экзаменационные эссе?
- 35. Что еще почитать для того, чтобы качественно написать эссе по обществознанию?
- IV. ЧТО ПОКАЗАЛИ ЭКЗАМЕНЫ ПРОШЛЫХ ЛЕТ?
- 1. Каковы основные ошибки при выполнении базовых заданий с выбором ответов?
- 2. Задания на сравнение: чем вызваны ошибки?
- 3. Почему за задания, требующие раскрытия положения на примерах, большинство выпускников получают низкие баллы?
- 4. Что вызывает трудности при выполнении заданий-задач?
- 5. На чем «спотыкались» выпускники при анализе оригинальных текстов?
- 6. В каком случае эссе не засчитывается экспертами как выполненное задание?
Анна Лазебникова, Елена Рутковская, Максим Брандт
ЕГЭ 2011. Обществознание: репетитор