Информатизация деловой сферы и профессиональная деятельность

Информатизация деловой сферы привела к тому, что уже сегодня профессиональная деятельность большей части занятого населения в развитых странах по своей организации и содержанию выполняемой работы все в большей мере связывается с различными процедурами приема, передачи и анализа деловой информации с ис­пользованием средств современной информационной техники. Рабочие помещения современных банков, мно­гих государственных и муниципальных предприятий уже сегодня по своему виду скорее напоминают помещения вычислительных центров, чем обычную контору середи­ны XX века.

Аналогичным образом выглядят сегодня и научные лаборатории, библиотеки, правительственные учрежде­ния и даже многие предприятия сферы бытового и со­циального обслуживания.

Развитие информационных коммуникаций при по­мощи средств сотовой телефонной радиосвязи, пейдже­ров, а также факсимильная передача деловой информа­ции и электронная почта резко повысили возможность и оперативность деловых контактов между людьми, что незамедлительно сказалось на эффективности их про­фессиональной деятельности. Достаточно сказать, что сокращение времени оборачиваемости банковских средств в стране на одни сутки, по оценкам специалис­тов, равнозначно увеличению ее национального дохода на 1%. При этом количество поездок с информацион­ными целями, доля которых в современном деловом мире достигла 70%, начинает постепенно сокращаться, уступая свое место оперативному взаимодействию спе­циалистов по каналам связи.

Такое взаимодействие сегодня осуществляется не только в сфере бизнеса, но и в сфере науки. Наблюда­ющееся в последние годы углубление специализации от­дельных научных дисциплин порождает необходимость более интенсивного обмена информацией между рабо­тающими в той или иной области специалистами не только внутри данной страны, но и на международном уровне. Уже сегодня в мире существует большое коли­чество распределенных научных коллективов, которые совместно работают над научно-техническими проек­тами, используя для этих целей средства системы ИН­ТЕРНЕТ или же других национальных или глобальных информационно-телекоммуникационных систем.

Конечно же, такие условия работы создают прин­ципиально новые возможности для организации и про­ведения многих исследований и разработок, однако они предъявляют и новые требования к профессиональной квалификации участников проектов, в первую очередь, в части их подготовки к использованию современных информационных технологий.

Таким образом, уровень информационной подго­товки современного специалиста становится все более важным фактором, который определяет его успехи в об­ласти своей профессиональной деятельности. Значение этого фактора в ближайшем будущем, вне всякого со­мнения, будет только возрастать.

Именно поэтому система образования и повышения квалификации работоспособного населения должна уделять информационной подготовке специалистов пер­востепенное значение. В современных условиях эта подготовка уже не может ограничиваться только ком­пьютерной грамотностью, т. е. простейшими знаниями об устройстве ЭВМ и элементарными навыками в ис­пользовании персональной вычислительной техники. Теперь необходима качественно иная информационная подготовка. Нам представляется, что современный спе­циалист, который хочет иметь минимально необходи­мый для своей успешной деятельности уровень инфор­мационной подготовки, должен владеть следующими знаниями и умениями в области использования инфор­мационных ресурсов и информационного потенциала общества.

1. Иметь достаточные знания о функциональных возможностях современной информационной техники массового применения, используемой для информати­зации учрежденческой деятельности (ПЭВМ, средствах связи и передачи данных, копировальной и множитель­ной техники, электронных базах данных, библиотеках и архивах) и уметь практически использовать эти сред­ства в своей профессиональной деятельности.

2. Иметь достаточно полные общие представления о существующих в мире глобальных информационно- коммуникационных системах и о предоставляемых ими информационных услугах. При этом он должен уметь правильно формировать свои запросы к этим системам с учетом их информационных возможностей и ограни­чений. При этом весьма желательно знать возможнос­ти и иметь практические навыки использования сети ИНТЕРНЕТ.

3. Иметь дополнительную профессиональную под­готовку в области использования средств информаци­онной поддержки той специфической области знаний, которая характерна для того или иного вида професси­ональной деятельности. При этом следует иметь ввиду, что уже в XXI веке многие люди будут вынуждены не­сколько раз в течение своей жизни изменять область своей профессиональной деятельности. Поэтому их про­фессиональная подготовка и в части информационного обеспечения этой деятельности также не должна быть слишком узкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: