Когнитивно-семантический аспект проблемы информационного неравенства не является сегодня столь очевидным, как лингвистический. Однако от этого он не становится менее важным. Просто этот аспект еще недостаточно исследован, но уже нет никакого сомнения в том, что он активно проявит себя уже в первые десятилетия XXI века.
Суть проблемы здесь состоит в следующем. Для того, чтобы адекватно воспринимать новую информацию в области последних достижений науки, техники и высоких технологий, образованный человек не только должен хорошо знать один из перечисленных выше мировых языков, но и владеть им в совершенстве, думать на этом языке, быть способным строить на нем научные гипотезы и рассуждения.
Современная когнитология утверждает, что способность человека к абстрактному логическому мышлению (а ведь именно это необходимо для многих направлений научно-технического творчества) существенным образом зависит от богатства того языка, на котором он мыслит. Мало того, от этого зависит и процесс формирования его общего мировоззрения. Другими словами, тот «образ мира», который формируется в нашем сознании, определяется не только уровнем наших знаний и идеологическими установками, но также и теми языковыми средствами, при помощи которых он формируется в процессе мышления. Именно поэтому глубокое изучение богатого по своим логическим и выразительным возможностям языка (а русский язык является именно таким) — это не только важное условие интеллектуального развития общества, но также и способ формирования в данном социуме адекватных представлений о глобальной научной картине мира.
|
|
Таким образом, магистральное направление интеллектуального развития современного общества лежит сегодня не на пути лингвистической изоляции той или иной страны от окружающего ее мира, а, наоборот, на пути создания в ней благоприятных условий для изучения иностранных языков — в первую очередь тех, на которых формируются передовые научные знания.
Нам представляется, что в современных условиях развития общества каждый культурный человек должен в перспективе достаточно свободно владеть как минимум тремя языками: национальным государственным языком своей страны, русским языком, на котором представлено сегодня большое количество научных знаний и достижений мировой культуры, и, наконец, английским языком, на котором сегодня представлено большое количество научно-технической, экономической и другой информации.
Конечно, это весьма сложная социально-экономическая проблема для многих государств мира, так как ее решение требует соответствующей переориентации системы образования. Однако стратегические цели и задачи развития цивилизация в наступающем XXI веке настоятельно выдвигают эту проблему на первый план, так как ее решение будет способствовать снижению остроты проблемы информационного неравенства.