Одной из главных закономерностей современного этапа развития цивилизации является ее все большая ориентация на использование информационных ресурсов общества и их наиболее важной части - научных знаний. Эта тенденция становится все более заметной в последние десятилетия уходящего XX века, а в будущем XXI веке она, вероятнее всего, не только сохранится, но и станет доминирующей.
С широкомасштабным использованием информации и научных знаний как стратегического ресурса для дальнейшей эволюции общества, многие ученые связывают свои надежды на возможность преодоления глобального кризиса современной цивилизации, а также решения многих глобальных проблем современности, из которых самой главной является проблема выживания человечества как биологического вида, проблема сохранения разума на планете Земля.
Именно поэтому все большее внимание многих ученых и ряда государственных деятелей в последние годы привлекает к себе концепция развития общества на основе приоритетного использования научных знаний (Knowledge based Society). Эта концепция предполагает, что в результате создания и активного использования значительной частью населения страны территориально распределенной и широко доступной сети баз знаний (прежде всего — в области техники и передовых технологий) можно будет обеспечить ускоренное научно-техническое развитие той или иной страны. А это, в свою очередь, создаст необходимую основу и для ее социально-экономического развития.
Основная идея этой концепции не вызывает серьезных возражений. Однако для ее практической реализации необходимо, чтобы научно-технические знания представлялись в форме, пригодной для их широкого социального использования, были понятыми для значительной части населения данной страны и ее регионов. И вот именно здесь начинают проявлять себя еще два специфических аспекта проблемы информационного неравенства: лингвистический и когнитивно-семантический.
Рассмотрим вначале лингвистический аспект проблемы. Суть его заключается в том, что в настоящее время подавляющая часть знаний в области новейших достижений науки, техники и развития технологий представляется и в первую очередь распространяется на весьма ограниченном количестве языков передовых стран мирового сообщества. К этим языкам относится, в первую очередь, английский язык, который в последние десятилетия де-факто становится одним из наиболее популярных в мире языков представления и распространения научно-технической информации.
Затем необходимо отметить русский, немецкий и французской языки, на которых сегодня представлена значительная часть последних научно-технических достижений человечества. И, наконец, необходимо отметить, что в последние годы XX века все большее количество технологических новшеств, полученных в странах Востока, представляются на японском и корейском языках.
Существо рассматриваемой лингвистической проблемы состоит в том, что перечисленными выше языками, на которых представлено сегодня наибольшее количество научно-технических достижений современной цивилизации, свободно владеет лишь сравнительно небольшая часть населения нашей планеты. В то же время подавляющая часть населения воспользоваться этими знаниями не может хотя бы потому, что не понимает языка, на котором эти знания представлены. А в связи с продолжающимся демографическим взрывом в странах Азии и Африки, население которых в последнее время ежегодно возрастает почти на 100 млн человек, количество людей, относящихся именно к этой категории, в ближайшие десятилетия будет все более быстро возрастать.
Таким образом, проблема информационного неравенства представляет собой не только технократическую проблему, но и проблему культурологическую.
Иначе говоря, под информационной культурой общества сегодня следует понимать не только способности людей использовать последние достижения информационной техники, но и их готовность воспринимать новую научно-техническую информацию, представленную на языках передовых стран мирового сообщества и, в первую очередь, — на английском и русском языках.
В связи с этим большую озабоченность вызывает проявляющаяся в последние годы тенденция искусственного сокращения русскоязычного информационного и научно-образовательного пространства, которая особенно сильно проявляется в молодых независимых государствах, бывших ранее республиками СССР.
Политические лидеры этих стран должны отдавать себе отчет в том, что та политика лингвистического сепаратизма, которую они сегодня активно проводят, влечет за собой информационную изоляцию этих стран от мирового информационного научно-технического пространства, вытесняет эти страны на обочину развития мировой цивилизации.