Своеобразие русской философской мысли заключается в том, что социальные вопросы всегда занимали в ней важнейшее место. В особенности это касалось проблем своеобразия отечественной истории, анализа специфики исторического развития России. Впервые вопрос о том, что такое Россия и для чего существует она в мире, поставил П. Я. Чаадаев (1794—1856). Попытками найти на него ответ можно считать славянофильство и западничество.
Славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, К. С. Аксаков) считали, что русский исторический путь принципиально отличен от западного и по своим началам он даже выше последнего. Славянофилы крайне негативно относились к неправоте современной им российской жизни, выступали за отмену крепостного права. Но, несмотря на это, их отличала недооценка важности и полезности многих социальных институтов, таких, как право или демократия. Предпочитая «родное» (российское) западному, некоторые славянофилы оправдывали самодержавие. Западники (В. Г. Белинский, Т. Н. Грановский, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин), напротив, полагали, что русский и западный пути развития не содержат в себе диаметральных противоположностей, а наблюдаемые отличия не столь уж существенны. В будущем России предстоит теснее взаимодействовать с Европой, войти в европейскую жизнь в качестве ее полноправного участника. Западникам, особенно умеренным их представителям, было свойственно высочайшее уважение к «либеральным» ценностям права, законности, свободы личности. Они выступали за ограничение самодержавия и ликвидацию крепостного права.
|
|
Своеобразным синтезом славянофильских и западнических идей с преобладанием, пожалуй, славянофильских элементов, стала русская религиозная философия, в рамках которой развивались различные социальные идеи. Так, в русле религиозной философии возникла теория русской идеи — учение о предназначении России, которой, якобы, Бог уготовил роль объединителя человечества. Русская! идея соответствовала общей христианской концепции истории, развивавшейся русскими религиозными философами.
Обилие зла в социальной жизни России привело к острокритической направленности ума большинства русских интеллектуалов, многие из которых искали путь радикального преобразования русской действительности. При этом многие из них опирались на западные революционные идеи. В России были весьма популярны анархизм (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин), отрицавший не только частную собственность, но и государственность, и марксизм. Наиболее яркими представителями русского марксизма были Г. В. Плеханов (1856—1918) и В.И. Ленин (1870—1924).
|
|
В XIX — начале XX в. в России активно развивалась правовая мысль. Многие ранние западники (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин» были не столько философами, сколько юристами. И. А. Ильин (1883-1954) разработал учение о праве, рассматривая его как элемент coциокультурной реальности. Русские юристы немало сделали не только в разработке правовой теории и истории права, но и для развития правосознания в русском обществе, даже наиболее образованная! часть которого страдала правовым нигилизмом, на что справедливо) указывал
Б. А. Кистяковский (1868—1920).
Контрольные вопросы:
1. В чем суть славянофильских и западнических представлений о русской; истории?
2. Каков смысл «русской идеи»?
3. Назовите имена основных представителей русского марксизма.
4. Кого из русских правоведов вы знаете?
РАЗДЕЛ II Человек, общество, история