Обществознание в России XIX—XX вв

Своеобразие русской философской мысли заключается в том, что социальные вопросы всегда занимали в ней важнейшее место. В осо­бенности это касалось проблем своеобразия отечественной истории, анализа специфики исторического развития России. Впервые воп­рос о том, что такое Россия и для чего существует она в мире, поста­вил П. Я. Чаадаев (1794—1856). Попытками найти на него ответ можно считать славянофильство и западничество.

Славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, К. С. Ак­саков) считали, что русский исторический путь принципиально от­личен от западного и по своим началам он даже выше последнего. Славянофилы крайне негативно относились к неправоте современ­ной им российской жизни, выступали за отмену крепостного права. Но, несмотря на это, их отличала недооценка важности и полезно­сти многих социальных институтов, таких, как право или демокра­тия. Предпочитая «родное» (российское) западному, некоторые сла­вянофилы оправдывали самодержавие. Западники (В. Г. Белинский, Т. Н. Грановский, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин), напротив, полагали, что русский и западный пути развития не содержат в себе диаметральных противоположностей, а наблюдаемые отличия не столь уж существенны. В будущем Рос­сии предстоит теснее взаимодействовать с Европой, войти в евро­пейскую жизнь в качестве ее полноправного участника. Западникам, особенно умеренным их представителям, было свойственно высочай­шее уважение к «либеральным» ценностям права, законности, сво­боды личности. Они выступали за ограничение самодержавия и ликвидацию крепостного права.

Своеобразным синтезом славянофильских и западнических идей с преобладанием, пожалуй, славянофильских элементов, стала русская религиозная философия, в рамках которой развивались различные социальные идеи. Так, в русле религиозной философии возникла теория русской идеи — учение о предназначении России, которой, якобы, Бог уготовил роль объединителя человечества. Русская! идея соответствовала общей христианской концепции истории, развивавшейся русскими религиозными философами.

Обилие зла в социальной жизни России привело к острокритической направленности ума большинства русских интеллектуалов, многие из которых искали путь радикального преобразования русской действительности. При этом многие из них опирались на запад­ные революционные идеи. В России были весьма популярны анархизм (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин), отрицавший не только частную собственность, но и государственность, и марксизм. Наиболее яркими представителями русского марксизма были Г. В. Плеханов (1856—1918) и В.И. Ленин (1870—1924).

В XIX — начале XX в. в России активно развивалась правовая мысль. Многие ранние западники (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин» были не столько философами, сколько юристами. И. А. Ильин (1883-1954) разработал учение о праве, рассматривая его как элемент coциокультурной реальности. Русские юристы немало сделали не только в разработке правовой теории и истории права, но и для развития правосознания в русском обществе, даже наиболее образованная! часть которого страдала правовым нигилизмом, на что справедливо) указывал

Б. А. Кистяковский (1868—1920).

Контрольные вопросы:

1. В чем суть славянофильских и западнических представлений о русской; истории?

2. Каков смысл «русской идеи»?

3. Назовите имена основных представителей русского марксизма.

4. Кого из русских правоведов вы знаете?

РАЗДЕЛ II Человек, общество, история


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: