Основные сражения

1944 г.

Январь — май — наступательные операции под Ле­нинградом и Новгородом (снята блокада Ленингра­да), на Правобережной Украине, под Одессой (город освобожден) и в Крыму

июнь — декабрь — операция «Багратион» и ряд дру­гих наступательных операций (полностью освобожде­на Белоруссия), Львовско-Сандомирская операция в Западной Украине, операции по освобождению Румы­нии и Болгарии, Прибалтики, Венгрии и Югославии

1945 г.

12 января — 7 февраля — Висло-Одерская опера­ция, освобождена большая часть Польши

13 января — 25 апреля — Восточно-Прусская опе­рация, взят Кенигсберг, центр Восточной Пруссии 16 апреля — 8 мая — Берлинская операция, взятие Берлина (2 мая), капитуляция Германии (8 мая)

Ряд наступательных операций в Маньчжурии, ка­питуляция Японии (2 сентября)

Великая Отечественная война была составной частью Второй мировой войны (19391945), в которой гитлеровской Германии и ее союзникам противостояла мощная антигитлеровская коали­ция. Главными участниками коалиции были СССР, США, Великобритания. О решающем вкладе СССР в победу над общим врагом говорят следующие факты: на советско-германском фронте в 1941—1944 гг. находились 70—75% всех воору­женных сил Германии (после открытия второго фронта в 1944 г. — более 65%). Безвозвратные по­тери, понесенные Германией (более 9 млн убиты­ми), на 80% состоят из потерь, понесенных в Вели­кой Отечественной войне. Большая часть решаю­щих сражений Второй мировой войны произошла

на советско-германском фронте (Московская насту­пательная операция, Сталинградская битва, битва на Курской дуге, Берлинская операция и др.).

Главной причиной победы в Великой Отечест­венной войне стал массовый героизм людей. Бойцы и командиры Красной Армии, труженики тыла по­нимали, что ведут борьбу со смертельно опасным врагом, ставящим своей целью истребление целых народов. Они защищали свою страну, свою культу­ру, свою историю. Причиной победы явилось един­ство народов СССР, не случайно звания героя Со­ветского Союза были удостоены представители сот­ни наций и народностей страны. Важную роль в победе над фашизмом сыграло единство действий держав антигитлеровской коалиции. В ходе войны проявился талант советских военачальников, раз­работавших стратегию и тактику разгрома мощ­нейшей германской военной машины. Советская промышленность сумела превзойти противника не только по количеству боевой техники, но и по качеству — лучшие образцы танков, орудий, стрелкового оружия были созданы советскими конструкторами.

2. Понятия «выкупные платежи», «отрезки», «ус­тавные грамоты», «временнообязанные крестьяне» связаны с отменой крепостного права, осуществ­ленной в 1861 г. императором Александром II.

Вопрос об отмене крепостного права ставился в российском обществе уже в середине XVIII в. Власть признавала необходимым приступить к разработке соответствующих проектов по крайней мере с начала XIX в. (деятельность Негласного ко­митета в начале правления Александра I, секрет­ные комиссии по крестьянскому вопросу при Ни­колае I). Но в качестве неотложной, требовавшей немедленного решения задачи ликвидация кре-

постничества была поставлена в знаменитой речи.Александра II перед московским дворянством в 1856 г. Почему? Неэффективность крепостниче­ской экономики для многих мыслящих людей, в том числе и тех, кто занимал высокие должности в государственном: аппарате, была очевидной давно. Поражение в Крымской войне (1853—1856) пока­зало уже всему обществу, что блестящий фасад им­перии скрывает военно-техническое отставание, хозяйственный застой, ветхость системы. Россия оказалась перед реальной угрозой утраты статуса великой державы, жизнь властно требовала реши­тельных шагов по обновлению страны. Задача состояла в том, чтобы твердо встать на путь модер­низации — отказа от крепостничества, развития промышленности, создания основ гражданского

общества.

В 1856—1859 гг. в губернских комитетах на местах и в Секретном (с 1858 г. — Главном) коми­тете в Петербурге, а также на страницах журналов и газет обсуждались предложения о содержании предстоящей реформы. В 1859 г. были учреждены Редакционные комиссии для выработки оконча­тельного текста документа. Приходилось преодо­левать серьезные противоречия между помещи­ками черноземных и нечерноземных областей, консерваторами и либералами, столицей и губер­ниями, интересами землевладельцев и чаяниями крестьян. В конечном счете был подготовлен комп­ромиссный документ, в котором приоритетное от­ражение нашли все-таки требования помещиков. Утвержденные Государственным советом «Поло­жения» легли на стол императора и были им под­писаны 19 февраля 1861 г. Манифест об отмене крепостного права власти обнародовали двумя не­делями позже — 5 марта в условиях повышенных мер безопасности.

Крепостное право отменялось, крестьяне получали личную свободу и гражданские права. Они освобождались с землей, но за выкуп и на оп­ределенных условиях. Размер крестьянского наде­ла не мог превышать установленной нормы. Если крестьянин до реформы имел в пользовании надел больший, чем тот, что ему полагался, излишки земли «отрезались» в пользу помещика — так воз­никло понятие отрезки. По документам крестьян­ской реформы, в течение двух лет с момента нача­ла ее проведения необходимо было составить ус­тавные грамоты, регулировавшие отношения между помещиками и крестьянами.

За землю нужно было выплатить определенную сумму помещику. Выкупная стоимость земли ис­числялась следующим образом. За основу был взят размер оброка, который крепостной крестьянин платил помещику. Выкуп должен был равняться такой сумме, которая, будучи положенной в банк, давала бы в виде процентов с нее стоимость преж­него оброка («капитализация из 6% годовых»). До проведения выкупной операции крестьяне должны Г.ыли выполнять в пользу помещика все прежние повинности — так в жизнь вошло выражение вре­меннообязанные крестьяне. Столь крупных де­нег у крестьян не было. Государство становилось поэтому своеобразным посредником: оно выплачи-нало 75—80% выкупной суммы помещику. Ос­тальное вносил крестьянин. Затраты государства крестьянин должен был восполнить, в течение 49 лет внося в казну сумму ссуды с процентами — выкупные платежи.

Реформа 1861 г. получила название «великой», Александр II — почетное звание «царя-освободите-мя». Значение реформы чрезвычайно велико. Ос­вобождение миллионов крепостных, втягивание крестьянского и помещичьего хозяйств в рыноч-

ные отношения, расслоение крестьянства, форми­рование рынка вольнонаемного труда, ускоренное развитие промышленности — все это прямые след­ствия реформы. Но, ликвидируя крепостное право, власть более всего думала об интересах дворянства (в нем она видела основу стабильности и порядка). Сохранив помещичье землевладение, переложив на крестьян расходы по его содержанию, увекове­чив общину, реформа создала полукрепостниче­скую, неэффективную, трагически отсталую аграр­ную экономику.

Крестьянская реформа была первой в ряду либе­ральных реформ 1860—1870-х гг. Важнейшими из них были земская, судебная и военная реформы. Преобразования Александра II имели важное ис­торическое значение. Они охватили практиче­ски все сферы общества (кроме названных, были проведены школьная, университетская, финансо­вая и другие реформы), вносили принципиальные изменения в его жизнь. Было положено начало формированию в России правового государства. • Реформы, бесспорно, шли навстречу требованиям времени, они давали шанс успешно решить стояв­шие перед страной задачи модернизации. К сожа­лению, власть не демонстрировала последователь­ность в их осуществлении. Да и общество либо про­являло нетерпение, стремясь получить все и сразу, либо глухо роптало, с трудом приспосабливаясь к новым веяниям. Экономические и политические преобразования 60—70-х гг. XIX в. в целом оста­лись незавершенными.

Билет № 21

L.CCCP в 1945—1953 гг.: основные направления и события внутренней и внешней политики.

12. К какому периоду отечественной истории отно­сится понятие «золотой век русской культуры»? Творчество каких деятелей культуры дало осно­вание для этого названия?

•Ч. Работа с источником.

I. Великая Отечественная война завершилась. По­беда создала в обществе особую атмосферу — гор­дости, самоуважения, надежды. Крепла вера в то, что все худшее позади, что впереди новая жизнь, изобильная, справедливая, свободная от насилия, страха. Но власть выбрала иной курс, вернувшись на путь, которым она вела общество и страну в 1930-е гг. Проблемы, вставшие перед СССР после нойны, решались испытанными в довоенное деся­тилетие способами. В 1946—1953 гг. тоталитарная система достигла своего расцвета.

Нанесенный войной ущерб был громадным. По­гибли около 27 млн человек, было уничтожено не менее одной трети национального богатства СССР. Восстановление разрушенной экономи-. icu, перевод ее с военных рельсов на мир­ные — таковы были главные задачи, стоявшие пе­ред страной. Первыми шагами стали проведение демобилизации армии, ее резкое сокращение (по­чти в 4 раза к 1948 г.); переориентация производ­ства на мирные нужды; упразднение Государствен­ного Комитета Обороны и передача его функций Совету народных комиссаров (с марта 1946 г. — Совет министров); восстановление 8-часового рабо­чего дня, ежегодных отпусков, отмена обязатель-

ных сверхурочных работ. Четвертый пятилетний план (1946—1950) ставил задачу восстановить и.превзойти довоенный уровень народного хозяй­ства. При этом первоочередная цель формулиро­валась однозначно — восстановление и развитие тяжелой промышленности. Восстановление сель­ского хозяйства и легкой промышленности рас­сматривалось как важная, но подчиненная глав­ной цели задача.

Тяжелая промышленность, согласно официаль­ным показателям, достигла довоенного уровня в 1948 г.; в 1950 г. она превзошла его на 73%. Вы­росли объемы производства нефти, угля, металла, электроэнергии. Были построены новые промыш­ленные предприятия. Это был несомненный успех, достигнутый за счет колоссального напряжения 1 всех сил, трудового героизма народа. Определенное ' значение имели репарационные поставки оборудо­вания из Германии. Как и в 1930-е гг., использо­вался труд узников ГУЛАГа (почти 9 млн заклю­ченных и 2 млн немецких и японских пленных). При этом в условиях «холодной войны» с Западом 1 колоссальные средства тратились на создание но- ' вых видов вооружений. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба.

Сельское хозяйство достигло довоенных показа­телей к началу 1950-х гг. Однако выйти на уро­вень, который обеспечивал бы бесперебойное снаб­жение страны продовольствием, оно не смогло. За­суха 1946 г. имела в этом смысле крайне тяжелые последствия, но главные причины фактической деградации колхозной деревни состояли не в ней. Перекачка средств из сельского хозяйства в про­мышленность приняла поистине ужасающие масш­табы (закупочные цены, в частности, компенсирова­ли не более 5—10% затрат на производство зерна, мяса, технических культур). Обязательные госпос-

тавки увеличивались, налоги росли, ириуспдиПнып участки сокращались.

В 1947 г. была отменена карточная система рас­пределения и проведена денежная реформа.

Трудности послевоенных лет преодолевались за счет сверхцентрализации экономики, жесткого диктата, перекачки средств в пользу тяжелой про­мышленности, консервации низкого уровня жизни населения. Восстановление народного хозяйства, таким образом, сопровождалось ужесточением ко­мандной экономики.

Власть делала все возможное, чтобы упрочить тоталитарную систему. Проводя выборы в Верхов­ный Совет СССР, съезды партии (XIX съезд состо­ялся в 1952 г., на нем ВКП(б) была переименована в КПСС), комсомола, профсоюзов, народных судей, преобразуя народные комиссариаты в министерст­ва, руководство страны предпринимало последова­тельные усилия для того, чтобы свести на нет демо­кратический импульс победы.

Вновь начались репрессии: сначала против со­ветских военных, оказавшихся в немецком плену (из 5,5 млн человек почти 2 млн попали в места за­ключения), и жителей оккупированных областей. Затем последовали новые волны депортаций насе­ления из Крыма, с Кавказа, из Прибалтики, Запад­ной Украины и Белоруссии.

Удары были нанесены по военным (арест мар­шала авиации А. А. Новикова, сподвижников мар­шала Г. К. Жукова и др.), партийной верхушке («ленинградское дело» — расстрел зам. председа­теля Совета министров Н. А. Вознесенского, быв­шего руководителя ленинградской парторганиза­ции А. А. Кузнецова и др.), деятелям искусства (постановление о журналах «Звезда» и «Ленин­град», публичное шельмование А.А.Ахматовой и М. М. Зощенко, разносная критика музыки

Д. Д. Шостаковича, В. И. Мурадели, С. С. Про­кофьева, запрет второй серии фильма С. Эйзенш­тейна «Иван Грозный» и др.), ученым (осуждение генетики, кибернетики, дискуссии по проблемам языкознания, философии, политэкономии и др.). представителям еврейской интеллигенции (убий­ство С. Михоэлса, кампания против «безродных космополитов»). В 1952 г. возникло «дело врачей», обвиненных в намеренно неправильном лечении вождей партии и государства. Есть основания по­лагать, что И. В. Сталин готовил аресты в своем ближайшем окружении. Так ли это, точно не из­вестно: 5 марта 1953 г. он умер от кровоизлияния

в мозг.

Главными направлениями внешней политики СССР в послевоенный период явились противо­борство с государствами Запада и установле­ние просоветских режимов в ряде стран Европы

и Азии.

После победы в войне стали все более очевидны­ми различия в политическом и экономическом строе государств, входивших в антигитлеровскую коалицию. США, вышедшие из войны самой силь­ной в экономическом и военном отношении держа­вой, рассчитывали, что западная модель общест­венного устройства получит широкое распростра­нение в мире. Советское руководство, опираясь на свою военную мощь и рост международного авто­ритета СССР, вновь вернулось к идее возможной победы над империализмом в мировом масштабе. СССР был лидером «антиимпериалистических сил», в число которых входили государства Вос­точной Европы, действовавшие в западных стра­нах коммунистические партии, антиколониальные

движения.

Мир постепенно вошел в эпоху, получившую на­звание «холодной войны». Человечество оказа-

лось разделенным на два враждебных «лагеря». Главным показателем соперничества стало нара­щивание вооружений, среди которых были и са­мые страшные — ядерные. Сверхдержавы — СССР и США создавали военные блоки, пытались пос­тавить под свой контроль ООН и другие междуна­родные организации. В январе 1949 г. СССР и его восточноевропейские союзники учредили Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В апреле 1949 г. США и их европейские партнеры создали военный блок НАТО. В 1955 г. возникла Организа­ция Варшавского договора (ОВД) — военный союз под эгидой СССР.

В ходе освобождения европейских стран от фа­шизма советское руководство сделало все возмож­ное, чтобы привести к власти коммунистов. В ре­зультате в Албании, Болгарии, Венгрии, Восточ­ной Германии (ГДР), Польше, Румынии, Чехосло­вакии и Югославии возникли просоветские режи­мы. СССР оказывал странам «народной демокра­тии» помощь. В Восточную Европу поступали про­довольствие и промышленное сырье. Там, где про­мышленность была развита слабо, СССР помогал осуществлять индустриализацию. При этом эконо­мика восточноевропейских стран оказалась ото­рванной от мирового рынка. Их вожди в своей по­литике ориентировались на указания Кремля. Не остался без внимания и такой советский «опыт», как массовые репрессии.

В 1949 г. в Китае закончилась гражданская вой­на. Победу в ней одержали опиравшиеся на по­мощь СССР коммунисты. Было провозглашено со­здание Китайской Народной Республики. Самое многонаселенное государство мира стало верным другом Советского Союза.

Однако среди коммунистов нашлись «расколь­ники», не пожелавшие подчиняться указаниям

¥

Кремля, — И. Б. Тито и другие руководители юго­славской компартии. Сталину не понравился под­готовленный Югославией и Болгарией без согласо­вания с Москвой проект создания федеративного государства. Кроме того, Тито пытался вести само­стоятельную политику в отношении Греции и Ал­бании. Попытки Сталина подчинить его своей воле оказались безуспешными. СССР отказался выпол­нять договор о дружбе с Югославией, отношения между двумя странами были разорваны.

В 1950—1953 гг. на территории Корейского по­луострова развернулась война между Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Республикой Корея, за спиной которых стояли, со­ответственно, СССР и США. Это первый локаль­ный конфликт эпохи «холодной войны», отразив­ший противоборство Востока и Запада.

2. А. И. Герцен писал о русском народе, «мощном и неразгаданном», который «сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой нату­ры под гнетом крепостного состояния и на петров­ский приказ образовываться ответил через сто 1 лет огромным явлением Пушкина». А. С. Пушкин стал величайшим символом той эпохи, когда про­изошел стремительный взлет в культурном разви­тии России. Именно эту эпоху — первую полови­ну XIX в. — называют «золотым веком русской культуры». Образование, наука, литература, жи­вопись, архитектура, музыка, театр — все они пе­реживали подъем, являли стране и миру выдаю­щиеся достижения и открытия.

Основой развития системы образования ста­ла реформа 1803 г. Учреждались четыре типа учеб­ных заведений: приходские школы для детей крестьян; уездные училища для горожан; губерн­ские гимназии для дворянских детей; университе­ты. Страна была поделена на шесть образователь-

пых округов, в каждом из которых имелись учеб­ные заведения всех типов, а их центрами стали университеты, отвечавшие за уровень преподава­ния в гимназиях и училищах. Московскому, Харь­ковскому, Дерптскому, Виленскому, Петербург­скому университетам уставом 1804 г. была предос­тавлена широкая автономия (самостоятельность) в решении внутриуниверситетских вопросов. Она была отнята уставом 1835 г. Введение нового уста­ва отражало общую тенденцию николаевского цар­ствования к повсеместному контролю, искорене­нию свободомыслия, бюрократизации. Эта тенден­ция, однако, сочеталась с усилиями по развитию системы высших учебных заведений, дававших специализированное профессиональное образова­ние (Московское ремесленное училище, Училище гражданских инженеров, Межевой институт, Строительный институт и др.), а также с сущест­венным ростом числа начальных и средних школ.

Успехи в сфере образования не замедлили при­нести свои плоды. Центрами развития науки были университеты и научные общества (Вольное эконо­мическое общество, Археографическая комиссия, Русское географическое общество и др.). Благопри­ятствовал научным открытиям рост промышлен­ности, предъявлявшей спрос на технические но-нинки и изобретения. Исследования В. В. Петрова (гальванический ток, явление электрической дуги) заложили основы электрохимии и электрометал­лургии. В 1834 г. Б. С. Якоби сконструировал электромотор, а позже открыл гальванопластику. 1'аботы П. П. Аносова дали начало новой отрасли науки — металлографии. Н. Н. Зинин сумел синте­зировать анилин. К. М. Бэр создал новую науку — эмбриологию. Профессор Казанского университета П. И. Лобачевский стоял у истоков неевклидовой геометрии. В 1839 г. в Пулкове под Петербургом

В. Я. Струве основал первую в России обсервато­рию. Первую операцию под эфирным наркозом в полевых условиях провел Н. И. Пирогов. Огром­ное значение имели путешествия Ю. Ф. Лисян-ского и И. Ф. Крузенштерна (первая в истории Рос­сии кругосветная экспедиция), М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена (открытие Антарктиды). Научным и гражданским подвигом стало создание Н. М. Карамзиным 12-томной «Истории государст­ва Российского».

Первая половина XIX в. — золотой век русской литературы. На протяжении нескольких деся­тилетий произошла смена трех ведущих художест­венных стилей. Сентиментализм с его интересом к душе и переживаниям отдельного человека («Бед­ная Лиза» Н. М. Карамзина) уступил место роман­тизму, культивировавшему возвышенные чувства любви к свободе, независимость и готовность к жертвам, воспевавшему идеального героя, недо­вольного и собой, и обществом (баллады В. А. Жу­ковского, ранние произведения А. С. Пушкина, 1 М. Ю. Лермонтова и др.). Увлечение романтизмом прошло «как сон, как утренний туман»: в литера­туре утвердился реализм, вдохновлявшийся не вы­мышленными ситуациями и романтическими страстями, а реальной жизнью, реальными людь­ми, любящими, ищущими себя и свое место среди других людей. Реализм пришел в русскую литера­туру вместе с «Евгением Онегиным», «Повестями Белкина», «Капитанской дочкой» А. С. Пушкина. За ними последовали «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Мертвые души» и «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Обломов» И. А. Гончарова.

Свой путь от классицизма к романтизму и ре­ализму прошла в первой половине XIX в. живо пись. Блестящее творчество К. П. Брюллова («По-

следний день Помпеи», «Антоп.м>.Грет>> и др) сочетало традиции академической ЩцОлы с роман. тическим восприятием мира. Роман^^ быд сво„ ствен портретной живописи О- А.. Кипренско­го (портреты А. С. Пушкина, В. А,. ЭК;уковского, Д. В. Давыдова и ДР-). В творчеств^ в д Тропи нина («Кружевница», «Портрет Мазчика») и А. Г. Венецианова («На пашне. Весца>^ <<Гумно>>) ясно видны черты реалистического Искусства. Бы­товой жанр получил интересное вопл0щение в кар. тинах П.А.Федотова («Свежий Kaj3£Ulep>>j <<Сва товство майора», «Анкор, еще анкор!>>) Всю жизнь посвятил созданию картины «Явлец^ Христа на. роду» А. А. Иванов. Проникнутое ИС1Среншш ре. лигиозным чувством, полотно Иванова составляет особую страницу истории русской Живописи.

Прекрасно наследие русской монументальной скульптуры: памятник Минину й цожарскому в Москве (И. П. Мартос), АлександРовская кожщ_ на на Дворцовой площади в Петербурге (Q Mqh_ (Церран), «Укрощение коней» на АцИЧк()ВОМ мос_ ту и памятник И.А.Крылову в Летнем саду (П. К. Клодт) и ДР-

В архитектуре властвовал поздНий класси_

цизм (ампир). Надежность, ™°ъуыеъталъностъ,

гражданственность и простота отЛйЧают здание

Адмиралтейства (А. Д. Захаров), Казанский собор

(А. Н. Воронихян), здания Главного Штаба и Адек_

(^андринского театра (К. И. Росси) в Цетербурге>

новое здание университета (Д. ЖиЛарди) и Боль.

■ ной театр (О. И. Бове) в Москве. ПО-СВОему значи_

т(>лен русско-вязантийскии стиль, в0Щедпгай в ар.

китектуру в 1840-х гг. (храм ХриСта Спасителя,

Гюлыпой Кремлевский дворец, зда11Ие Николаев.

ского вокзала в Петербурге К. А. ТоНа)

В первой половине XIX в. РодЙЛОсь русское национальное музыкальное ucKyCCineOj пред.

ставленное в первую очередь творчеством М. И. Глинки. Его произведения «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила» положи-*ли начало двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме и опере-сказке. Глинка был также автором симфонических про­изведений («Испанские увертюры», «Камарин­ская»), многочисленных романсов. Малый театр в Москве и Александрийский театр в Петербурге создали самобытные актерские школы, получив­шие признание и любовь зрителей (М. С. Щепкин, В. А. Каратыгин, Е. С. Семенова и др.).

; Билет №22

1. «Оттепель» в СССР: изменения в политической, социально-экономической жизни, культуре. Ито­ги «оттепели».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: