Управление экономикой

В управлении экономикой был восстановлен отраслевой принцип и устранена введенная Хрущевым совнархозовская территориальная система.

Министерство

· занималось перспективным и годовым планированием развития соответствующей отрасли,

· утверждало штаты центрального управления,

· положения о главках,

· контролировало их деятельность.

Развитие управленческой системы шло замедленным эволюционным путем — через

· создание новых структур,

· перераспределение ответственности в рамках министерств и ведомств,

· изменение системы показателей,

· адаптации к новым задачам.

Все эти годы декларировался, прорабатывался, но плохо осуществлялся курс на интенсификацию производства и повышение его эффективности.

Структура управляющей системы, т.е.

· постоянный состав подразделений,

· основанный на жестком штатном расписании,

· где все должности управленческих работников зафиксированы,

· а их обязанности регламентированы,

была рациональна в условиях стабильной номенклатуры изделий и значительных объемов производства.

Начиная со второй половины 70-х гг. она все сильнее стала расходиться с потребностями экономики, в частности не давала возможности гибко реагировать на изменяющиеся цели производства.

С 1973 г. стала формироваться обновленная система управления. Главные управления министерств ликвидировались, и устанавливалась трехзвенная схема управления:

· министерство

· производственное объединение

· предприятие.

Поиск решения шел опытным путем организации хозрасчетных объединений путем прямого давления партийных органов на министерства с требованием переходить на эту систему управления.

Однако многие предприятия и даже объединения были по-прежнему бесправны в вопросах

· развития собственной инфраструктуры,

· материального стимулирования работников,

· распределения жилья.

Централизация управления, позволявшая ранее концентрировать ресурсы на важнейших объектах в период освоения построенных производств, теперь становилась отрицательным фактором, так как способствовала неоперативности, негибкости, бюрократизму в худшем, невеберовском, смысле этого слова.

Необходимость согласования интересов территорий и ведомств, являющаяся серьезнейшей управленческой проблемой, привела к появлению довольно устойчивых механизмов:

· создавались советы директоров,

· штабы по координации и контролю за строительством,

· практиковалось создание постоянных и временных партийных групп.

Все эти структуры создавались по инициативе партийных органов. Государственной структуры, которая могла бы эффективно выполнять функции согласования ведомственных интересов при строительстве и освоении производств, создать не удались. Только через партийные органы шло согласование планов развития.

К концу 70-х гг. начала все более рельефно проявляться тенденция стагнации, обостряемая исчерпанием резерва рабочей силы. В экономике стали усиливаться

· деградация и консервация основных фондов,

· сверхмилитаризация хозяйства,

· кризис системы управления, проявлявшийся

o в затратности производства,

o монополистинности,

o немобильности форм собственности,

o дефицитности внутреннего рынка,

o нестимулированности труда,

o внедрения престижных, но нерентабельных программ.

Развитие производства подошло к качественно новому рубежу — появлению производственно-территориальных комплексов, что потребовало и новых форм управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: