В управлении экономикой был восстановлен отраслевой принцип и устранена введенная Хрущевым совнархозовская территориальная система.
Министерство
· занималось перспективным и годовым планированием развития соответствующей отрасли,
· утверждало штаты центрального управления,
· положения о главках,
· контролировало их деятельность.
Развитие управленческой системы шло замедленным эволюционным путем — через
· создание новых структур,
· перераспределение ответственности в рамках министерств и ведомств,
· изменение системы показателей,
· адаптации к новым задачам.
Все эти годы декларировался, прорабатывался, но плохо осуществлялся курс на интенсификацию производства и повышение его эффективности.
Структура управляющей системы, т.е.
· постоянный состав подразделений,
· основанный на жестком штатном расписании,
· где все должности управленческих работников зафиксированы,
· а их обязанности регламентированы,
была рациональна в условиях стабильной номенклатуры изделий и значительных объемов производства.
|
|
Начиная со второй половины 70-х гг. она все сильнее стала расходиться с потребностями экономики, в частности не давала возможности гибко реагировать на изменяющиеся цели производства.
С 1973 г. стала формироваться обновленная система управления. Главные управления министерств ликвидировались, и устанавливалась трехзвенная схема управления:
· министерство
· производственное объединение
· предприятие.
Поиск решения шел опытным путем организации хозрасчетных объединений путем прямого давления партийных органов на министерства с требованием переходить на эту систему управления.
Однако многие предприятия и даже объединения были по-прежнему бесправны в вопросах
· развития собственной инфраструктуры,
· материального стимулирования работников,
· распределения жилья.
Централизация управления, позволявшая ранее концентрировать ресурсы на важнейших объектах в период освоения построенных производств, теперь становилась отрицательным фактором, так как способствовала неоперативности, негибкости, бюрократизму в худшем, невеберовском, смысле этого слова.
Необходимость согласования интересов территорий и ведомств, являющаяся серьезнейшей управленческой проблемой, привела к появлению довольно устойчивых механизмов:
· создавались советы директоров,
· штабы по координации и контролю за строительством,
· практиковалось создание постоянных и временных партийных групп.
Все эти структуры создавались по инициативе партийных органов. Государственной структуры, которая могла бы эффективно выполнять функции согласования ведомственных интересов при строительстве и освоении производств, создать не удались. Только через партийные органы шло согласование планов развития.
|
|
К концу 70-х гг. начала все более рельефно проявляться тенденция стагнации, обостряемая исчерпанием резерва рабочей силы. В экономике стали усиливаться
· деградация и консервация основных фондов,
· сверхмилитаризация хозяйства,
· кризис системы управления, проявлявшийся
o в затратности производства,
o монополистинности,
o немобильности форм собственности,
o дефицитности внутреннего рынка,
o нестимулированности труда,
o внедрения престижных, но нерентабельных программ.
Развитие производства подошло к качественно новому рубежу — появлению производственно-территориальных комплексов, что потребовало и новых форм управления.