Один ребенок сидит, другой стоит. Задача: постараться в этих условиях вести разговор. Через некоторое время дети меняются местами, чтобы испытать ощущения “сверху” и “снизу”. После выполнения этого упражнения дети также делятся впечатлениями. Игра направлена на то, чтобы показать детям значение неверных средств общения.
30. Беседа “Как правильно дружить”
В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в “Правила дружбы”. Некоторые из них мы предлагаем вам ниже; в ходе проведения беседы вы можете дополнить и расширить их.
_ Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать — научи и его. Если товарищ попал в беду — помоги ему, чем можешь.
— Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
— Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
— Не ссорься, не спорь по пустякам; играй дружно,. не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других; не завидуй — радуйся успехам товарища вместе с ним. Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.
— Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
Можно вместе с детьми также сформулировать и правила игры:
— Соблюдай правила, старайся выигрывать честно.
— Не радуйся, когда другой проигрывает, не смейся над ним.
— Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на того, кто выиграл, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.
31. “Цветик-семицветик”
Игра способствует развитию умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
а) Для этой игры вам понадобится цветик-семицветик, который можно сделать по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались из цветка), а также красные и желтые фишки. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей — ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение — красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы, но не стоит говорить об этом детям, т. к.
в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценкивзрослых. В конце игры можно обсудить, какие желания понравились всем детям и почему.
б) Один лепесток срывают двое детей. Держась за руки, они “совершают полет”, обдумывая и согласуя друг с другом общее желание.
в) Все желающие получают по цветику-семицветику. Каждый придумывает по 7 желаний. Затем двое-трое детей собирают все лепестки в две коробочки — красную и желтую. После того, как собраны все лепестки, кто-то один начинает поочередно вынимать их то из одной коробки, то из другой. На каждый вынутый лепесток дети раскрывают одно из своих желаний, и тогда лепесток возвращается к его владельцу. Чтобы собрать весь цветок, надо высказать все 7 желаний. Условие — не повторяться.
Проводя игру, поощряйте те желания, которые связаны с желанием позаботиться о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее. Не забудьте заверить детей, что их желание обязательно сбудется.