Возрастная и индивидуальная художественная одаренность

Тут может прозвучать обоснованное возражение: что вэтом специфичного для искусства? Разве не так обстоитдело и со всеми другими нашими способностями?

Чем человек младше, тем он универсальнее по своимгютенциальным возможностям. С одной стороны, он еще«не может ничего>>; а с другой — пока еще <<может все».Потому что он еще не развил, подобно нам, взрослым,одни свои способности за счет других и не построил себеневольно и, вероятно, неизбежно барьеры из собственныхдостижений.

Поэтому, если целенаправленно и грамотно воздей–ствовать на процесс развития ребенка, можно достичь не–заурядных результатов и в художественном, и в интеллек-туальном, и в физическом развитии. Ребенокможет быст–ро заговорить на иностранных языках, начать осваивать


такие области деятельности, которые требуют тончайшеймоторики и координации движений, и сделает многое дру–гое, что уже недоступно в старшем возрасте, а если и дос–тупно, то в каких-то пределах и с великим трудом.

И, тем не менее, сфера художественного развития враннем возрасте является приоритетной. Задумаемся: вкакой еще области культуры человек в 9, в 7, в 5 лет можетсоздать нечто такое, что признает ценным и общество, ипрофессиональная элита?

В какой-нибудь другой области, например, в матема–тике или физике, ранние успехи ребенка могут служить«индикаторами» одаренности; позволяют надеяться, что, повзрослев, он создаст что-то объективно ценное в той илииной науке. Но результаты деятельности малолетних ма–тематиков или химиков сами по себе едва ли могут пред–ставлять научную ценность.

А в искусстве дело обстоит именно так. Работы детейне просто предвещают возможные будущие достижения(их как раз может и не быть). Они уже обладают художе–ственной ценностью.

Вторую, не менее важную особенность искусства де–тей можно определить как <<детскую художественность>>.Это значит, что, будучи художественными, работы детейостаются детскими и в содержательном, и в формальномотношении. Они явно отличаются от искусства взрослых,несут узнаваемые черты того или другого возраста.

Болыпинство взрослых, в том числе традиционно мыс–лящие педагоги, воспринимают это возрастное своеобра-зие с негативной стороны: как неумение, слабость, от ко–торой хорошо бы поскорее избавиться, научить ребенкарифмовать или рисовать, «как большие>>.

Но это неправильно: <<детская художественность>> — этоцельная характеристика, и невозможно до срокаустранить«детскость», не разрушив нераздельно с ней связанную «ху-дожественность>> — наивную выразительность, котораявызывает порою «зависть» высоких профессионалов.

О педагогических трудностях, которые таит в себе этаособенность детского творчества, мы еще поговорим поз–


 

 


же. А пока подчеркнем: явления, аналогичного детской ху–дожественности, понимаемой какценность, не существу-ет в других областях культуры.

Есть детское искусство, но нет детской науки — естьраннее освоение знаний и способов мышления, присущихвзрослым ученым. Когда французский ученый и мысли–тель Блез Паскаль лет в 14, палочкой на песке, самостоя-тельно переоткрывал ряд аксиом Эвклида, он делал «то же,что Эвклид>>, а не создавал какую-то <<детскую геометрию>>,в которой научная ценность сочеталась бы с возрастнымсвоеобразием. К тому же детская художественность — непрерогатива редких гениев, подобных Паскалю, а весьмараспространенное явление, практически всегда возника-ющее в благоприятной среде общения и обучения.

Итак, в определенном возрасте растущий человек осо–бенно сенситивен кразвитию именно этой, художествен-но-творческой стороны своей универсальной природы.Иначе говоря, общечеловеческая, родовая сторона худо–жественной одаренности актуализируется в определенномвозрасте, выступает как возрастная художественная ода–ренность многих, а, может быть, и всех нормально разви–вающихся детей.

С педагогической точки зрения очень важно в макси–мальной степени использовать благоприятные возможно-сти этого периода человеческой жизни: ведь то, что упу–щено в сенситивный период развития, практически невоз–можно полностью наверстать потом.

Но возрастная одаренность, даже ярко выраженная —только предпосылка, а не гарантия и даже не признак ода–ренности индивидуальной. Она не дает еще оснований ут–верждать, что ребенок захочет, сможет, а тем более — «дол-жен» стать в будущем профессиональным поэтом или жи–вописцем. Волна возрастной одаренности в течение не–скольких лет несет на своем гребне маленьких художни-ков. Но она уйдет, и большинство взрослеющих детей най–дет другие, предпочтительные для них области деятельно-сти, где проявятся их способности. А приобретенный опыт


художественного творчества останется их личностнымдостоянием и, возможно, поможет творчески проявитьсебя в той или иной сфере действительности.

Но для части детей приоритетным, а то и единственновозможным путем творческой самореализации окажетсяименно искусство. В чем же состоят психологические осо–бенности таких детей? Где та тонкая грань, за которой об–щевозрастная одаренность оборачивается индивидуаль-ной? По каким признакам можно распознать таких детей,как помочь им проявиться?

Таков примерный круг вопросов, в которых мы поста–раемся разобраться на страницах этого пособия.


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: