плеч, рук, ног, головы. Орнаментальные и игровые хороводы на Юге — смешанные, исполняются как женщинами, так и мужчинами. Темп хоровода ускоряется. Однако наряду с быстрыми по темпу исполнения встречаются хороводы средние и медленные. Усложняются движения ног, появляются припляс, дроби, подскоки. Ритмический рисунок украшается синкопами.
Центральная часть России несет отпечаток влияния культурных традиций Севера и Юга. Даже народный костюм средней полосы сочетает в себе теплоту и яркость южной ко-лористики и лаконичность северного силуэта.
Хороводы состоят из двух частей — медленной, переходящей в быструю. В них сочетаются плавность, мелодичность северных хороводов в медленной части и задор, искро-метность южных хороводов в быстрой части.
Специфические рисунки орнаментальных хороводов Центральной России: «круг в круге» — «Стоит кузня» (Рязанская область); «разомкнутый круг» - «улитка» или «капу-стка» — «Змейка» (Рязанская область).
В игровых хороводах встречаются поцелуй, «казенка» Часто действие разыгрывается в центре круга, где изображаются бытовые сценки выбор невесты и ее родни - «Гулял барин» (Тверская область), ухаживания «Селезень» (Московская область), загадывания загадок — «Вдоль по лугу» (Московская область).
Хороводы с «рассуждениями» отличаются своеобразной жестикуляцией ведущих диалог исполнителей, изображающих и «комментирующих» текст хороводной песни — «Как по той, по травке» (Владимирская область).
Самобытностью отличается и танцевальная культура русско-белорусского пограничья. Среди ее особенностей можно выделить следующие:
- переплетение черт русского и белорусского народно
го творчества;
- женский народный костюм ярких теплых тонов
(красный, оранжевый), украшенный вышивкой, короткий (до
Основные виды и жанры народного художественного творчества
середины икры), сложный головной убор (кокошник, подзатыльник и повязальник), на ногах белые чулки, лапти, перевязанные крест-накрест оборами;
- песни исполняются на диалекте;
- употребляются хороводные величания;
- хороводы смешанные, включающие участников всех
возрастов;
- темп хороводов средний и быстрый;
- корпус исполнителей очень подвижен, встречаются
резкие повороты, «танцуют» плечи, руки;
- припляс и пляска являются обязательными для всех
участников хоровода.
Распространены орнаментальные хороводы («Около бережка похаживала», «Лука», «Заплетися, плетень»), игровые хороводы («Про попа», «Кострома»).
Для русско-украинского пограничья характерным является то, что хоровод здесь называется «танок». Плясовой танок - наиболее распространенная форма хоровода. Таночные песни украшены своеобразными припевами (Ой-лели,лели; Али-лей-лели). В хороводах участвуют исполнители всех возрастов, в некоторых - одни женщины. Исполняются танки очень темпераментно.
Известны танки двух видов: со сложными рисунками, исполняющиеся на одном месте; с еще более сложными рисунками (круг в круге в продвижении), состоящие из нескольких фигур, исполняющихся в динамике. Например, танок «Петелька», «Танок с поясами» (Курская область).
Кадриль |
Кадриль - наиболее молодой вид русского танца. Встречается она на всей территории России за исключением русско-украинского пограничья. Ведет свое происхождение от французской кадрили и английского контрданса. Попавшая в светские салоны русской аристократии в начале XIX
Народная художественная культура
века и пришедшаяся по вкусу не только знати, но и слугам крепостному люду, кадриль в интерпретации служилых людей претерпела значительные изменения и обогатилась русской национальной манерой исполнения.
Появились новые фигуры кадрили, заимствованные из русских орнаментальных хороводов. В таком виде кадриль сохранилась в отечественной танцевальной культуре народа став неотъемлемой частью народного танца.
Существует ряд отличительных черт русской кадрили
которые позволяют отделить ее от первоисточника - Апан-
цузской кадрили: н
- рисунок русской кадрили более богатый («корзиноч
ка», «воротца», «звездочка», «гребенка», «круг»);
- в русской кадрили от 3 до 14 фигур (тогда как во
французской кадрили 5-6 фигур);
- в русской кадрили названия фигур четко соответст
вуют содержанию («знакомство», «девки нарасхват» «пету
хи», «казенка»); ' J
- русская кадриль впитала в себя элементы пляски и
перепляса, в ней появились фигуры «перепляс», «барыня»
«камаринская», «топотуха с переплясом»,
- каждая фигура отделяется от последующей (паузой
объявлением названия следующей фигуры, притопом хлоп
ком или поклоном всех исполнителей);
- в русской кадрили появились новые фигуры «вальс»
«полька», большинство фигур заканчивается кружением в
ПЗрЭХ*
- названия фигур происходят от названия места быто
вания кадрили («клинская», «шуйская», «похвистневская»).
По композиционному построению можно выделить хвадратную, линейную, круговую кадрили.
Квадратная кадриль иногда носит название угловой так как исполняется «по углам», четырьмя парами. Перемещения здесь в основном между противоположно расположенными гшрзми.