Марксизм

В сознании большинства населения современной России пока еще не изжито представление: марксизм — это кодифицированный корпус мысли.

Однако данный стереотип не принадлежит основателю марксизма, а был изобретен посмертно. В период, который наступил вскоре после смерти Маркса в 1883 г. Правда, работу по канонизации и популяризации мысли Маркса начал Энгельс. В 1878 г. он выпустил «Анти-Дюринг», в котором идеи мастера были упрощены. Этот подход был подхвачен социалистическими партиями II Интернационала. Наиболее влиятельная из них существовала в Германии. В этой стране возникла первая ортодоксальная версия марксизма.

Но с самого начала марксистская ортодоксия была поставлена под сомнение ревизионистами. Речь идет о сторонниках марксизма, которые отрицали саму возможность ортодоксии. Они сформулировали импликацию: если материалистическое понимание истории является наукой, то оно подлежит постоянной ревизии и пересмотру, как всякая наука. Наиболее известным представителем такого подхода к мысли Маркса был Э.Бернштейн, написавшей книжку «Эволюционный социализм».

В процессе усвоения марксизма возникали конкурирующие ортодоксии. Они принадлежат к духовной и политичес-


кой истории России. В этой стране возник ленинизм-сталинизм. Он был превращен в официальную идеологию и в этом качестве развивался Коммунистической партией Советского Союза. Троцкизм тоже вырос в России. Его основатель Л.Д.Троцкий отвергал ленинско-сталинскую версию марксизма. И потому был изгнан из страны «победившего социализма». Зато у него появились последователи в других странах. Они назвали себя IV Интернационалом и продолжают веге-тировать.

В 1913 г. Ленин определил доктрину Маркса как обычное и непосредственное продолжение учений наиболее выдающихся представителей философии, политической экономии и социализма. Это суждение не ставилось под сомнение ни ортодоксами, ни ревизионистами на протяжении всего XX в. Различные фракции марксизма приписывали себе политическое и теоретическое значение. Большинство из них претендовали на «научность». Не менее распространенным было стремление к трезвому прагматизму. Сила ленинизма-сталинизма и влияние троцкизма зависели от многих обстоятельств. Но в любом случае они стремились представить своим действительным и потенциальным сторонникам различные версии одной и той же «науки». Эти версии были приспособлены к политической конъюнктуре. Большинство из них отличались крайней топорностью. Зато некоторые являются вполне при- стойными и даже рафинированными.

Если коммунистические партии становились правящими, содержание марксизма подлежало примитивизации. И чем больше ее вожди претендовали на ранг «теоретиков», тем больше та или иная версия марксизма приобретала все свойства идеологической инквизиции. В этом смысле рекордсменами можно считать Коммунистическую партию Советского Союза и Коммунистическую партию Китая. В странах Запада революции были подавлены, а коммунистические партии оставались слишком слабыми. И потому не могли последовать советскому и китайскому примерам. В этом случае марксист-


ский дискурс развивался в отрыве от непосредственной политической ангажированности. Некоторые исследователи полагают, что отсутствие связи с политической деятельностью и свобода от ограничений, навязанных партийным руководством, объясняют специфические свойства западного марк- сизма (см.: 1). Однако и в такой ситуации не отвергался принцип существования тесной связи между теорией и реальной политикой. Отсюда вытекало, что теоретические различия истолковывались как политически значимые. И наоборот: политические различия воспринимались как результат теоретических ошибок, или «отклонений».

Можно исходить из факта: на протяжении более сотни лет существует множество модификаций марксистской ортодоксии и ревизионизма. Это ведет к тому, что образ марксизма воспринимается по-разному.

Если марксизм воспринимается изнутри, то он рассматривается как целостная система мысли. Некоторые проблемы в этой системе полагаются допустимыми для обсуждения и различия во взглядах. Тогда как другие устанавливают строгие границы между марксизмом и его политико-идеоло- гическими противниками, включая марксистских ренегатов.

Если марксизм воспринимается извне, то он не может считаться целостной системой взглядов. Посторонних наблюдателей всегда удивляла крайняя разнородность действий партий, избравших марксизм своей идеологией. С этой точки зрения марксизм не отличается от всех других

«измов» современной политики.

Можно ли согласовать указанные способы восприятия? Можно, если вместо представления о марксизме как целостной системе взглядов исходить из представления о множестве марксизмов. В этом множестве существуют общие свойства, допускающие ряд модификаций. Но не так много свойств, присущих всем «экземплярам». Если перефразировать название известной работы Маркса, то его последователей можно уподобить далеко не святому «марксистскому се- мейству».


Как известно, в рамках семьи могут существовать разные чувства ее членов по отношению друг к другу: любовь, уважение, сдержанность, холод, ненависть. Причем убийства на бытовой почве — широко распространенное преступление в прошлом и настоящем, независимо от специфики социальных систем (см.: 2). Кроме того, семья базируется на общем происхождении. Но это не исключает появления в ней свойств, сближающих ее с другими семьями. Причем до такой степени, что некоторые свойства «марксистского семейства» могут быть поставлены под сомнение.

В ранее опубликованных исследованиях я уже описывал отличительные свойства марксизма (см.: 3; 4). Но повторить пройденное никогда не мешает.

1. Общие приметы

Существует три определяющих свойства марксистской доктрины:

1. Телеологическое видение истории, в котором главную роль играют идеи классовой борьбы и примата экономики.

2. Единство теории и политики, постулированное в тезисах Маркса о Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир; дело состоит в том, чтобы изменить его». Марксизм представляет собой теорию общества и политический проект социализма.

3. Убеждение в том, что марксистская теория и политический проект обладают «научным» содержанием, в отличие от конкурирующих модификаций социализма.

Каждое из данных свойств обладало различным значением в конкретных обстоятельствах места и времени. И каждое из них содержит определенное множество противоположных элементов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: