Предметы культа

Консервативные партии обычно представляют интересы крупных собственников. Но отсюда не следует, что они считают нерушимым и абсолютным право собственности, как это делают последователи Локка. Консервативный идеал собственности имеет аграрное, крестьянское и даже феодальное содержание. Собственность для консерватора есть предмет заботы и даже культа, а не права владения и распоряжения. Обладание ею связано прежде всего с обязанностями. Такую квалификацию собственности нетрудно усмотреть в консервативной критике индустриализации и неограниченной свободы предпринимательства. Это — та специфическая власть земли, о которой в России писали Л.Толстой, Г.Успенский, С.Есенин и современные

«деревенщики» от В.Белова до В.Распутина и Б.Екимова.

Но с такой трактовкой собственности связано специфическое отношение к государству. В соответствии с консервативным каноном государство должно защищать и охранять собственность. Тем самым государственный аппарат получает право определять и взыскивать налоги для достижения социальных целей, установление которых опять-таки находится в ведении госаппарата. Консерваторы убеждены, что главная цель государства заключается в безопасности и борьбе с внутренними и внешними врагами. Отсюда вытекает авторитарный синдром консервативного мировоззрения.

Не менее трудно консерваторам усвоить идею подлинного пролетариата, который лишен значительной собственности и одновременно образует большую часть человечества. Согласно консервативным стандартам, городской пролетариат и связанные с ним другие социальные слои оцениваются как

«выкидыш» процесса экономических изменений. Однако не следует забывать, что инициатива введения фабричных законов и других средств улучшения условий труда и жизни рабочих принадлежала как раз консерваторам.


Кроме того, положительная сторона разделения и рассеяния собственности увеличивает независимость и самостоятельность индивидов. Тогда как бюрократическое распределение социальной помощи увеличивает пассивность и инерцию индивидов и целых социальных групп. Ситуация в современной России еще раз это доказала.

Наконец, собственность укрепляет семью. Она увеличивает ее самостоятельность и связывает различные поколения благодаря институту наследства. Семья — это наиболее естественное социальное образование. Поэтому консерваторы с глубоким беспокойством относятся к росту разводов и упадку традиционных функций семьи. Нет никакой альтернативы для семьи как первичной среды, в которой дети становятся социальными существами. Семья стабилизирует общество наряду с собственностью. Однако такая оценка семьи не является исключительным признаком консервативной идеологии. Тогда как консервативная концепция собственности теряет силу по мере урбанизации современного мира. Что касается консервативной оценки государства и его аппарата, то она тоже теряет социальную почву и нуждается в пересмотре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: