Резюме – это специфическая форма представления собственной биографии и профессиональных достижений, часто требуется при приеме на работу. Выполняется самостоятельно по выданным заранее рекомендациям с последующим выявлением возможных недостатков. Объем резюме – 1 страница.
Резюме – это оповещение соискателем потенциального работодателя о своих качествах, достоинствах, преимуществах и заслугах.
Резюме должно быть четким, конкретным, коротким, нацеленным на конкретного работодателя и отвечающим на вопрос: зачем именно этой компании нанимать именно Вас и именно на эту должность?
Посмотрите на рекламу крупных компаний. Она длится не более 1 минуты, а зачастую укладывается в 30 секунд. И за это время она должна решить одну главную задачу – привлечь внимание потенциального клиента к товару, который эта компания продает, чтобы он позвонил или пришел в компанию, где его встретят с распростертыми объятиями и завершат продажу. И в эти сжатые сроки рассказывается лишь об одном: чем этот товар или услуга может быть полезна конечному потребителю.
|
|
Ту же самую задачу должно решать и резюме. Вряд ли кто-то будет тратить на его просмотр более 2-х минут. Если и будут, то только в одном случае – если резюме действительно чем-то заинтересует работодателя. И если за одну-две минуты оно ничем не зацепит взгляд работодателя, то второй раз его, скорее всего, никто и никогда не откроет.
Резюме – это не автобиография, это маркетинговый инструмент, продвигающий соискателя и его трудовые умения и навыки, опыт и знания перед работодателем на рынке труда. Оно не должно рассказывать все о соискателе. Оно должно всего лишь заинтересовать работодателя, чтобы он пригласил его на собеседование, на котором соискатель уже и раскроет весь свой потенциал и возможности.
Примерная форма резюме
Фамилия, имя, отчество контактная информация (адрес проживания, мобильный телефон, E-mail) | |
Цель | Должность, на которую претендуете, пожелания по поводу будущей работы |
Образование (в обратном хронологическом порядке) | Период обучения (годы), наименование образовательного учреждения, специальность, квалификация, степень, направление (заполняется по диплому) Указываются все виды основного образования (среднее, высшее) |
Опыт работы (в обратном хронологическом порядке) | Период работы (месяц, год), наименование работодателя, должность (можно указать основные обязанности и реализованные проекты) Указываются все периоды работы или те, которые имеют отношение к цели |
Профессиональные компетенции (умения и навыки) | Программное обеспечение (названия компьютерных программ, которыми владеет соискатель). Иностранные языки с указанием степени владения: со словарем, читаю и могу объясняться, владею свободно Другие профессиональные навыки, имеющие отношение к цели |
Дополнительные сведения | Законченное дополнительное образование (курсы, тренинги – указывается в соответствии с целью резюме) Наличие водительских прав с указанием категории Общественная активность (членство в партиях, общественных организациях) Наличие спортивных достижений (мастер спорта, кмс с указанием вида спорта) |
Интересы | Хобби и занятия в свободное время (указывает на внутренний мир соискателя, качество его жизни) |
Личные сведения (по желанию) | Возраст, семейное положение, наличие детей, гендерная ориентация, национальность (не имеет отношения к требованиям по вакансии в силу дискриминационного характера сведений) |
Личные качества (необязательно) | Перечень личных качеств (указывает только на уровень самооценки, не является объективным доказательством) |
3. Портфолио карьерного продвижения (ПКП)
|
|
ПКП - это уже достаточно хорошо зарекомендовавшая себя в Европе технология планирования профессиональной карьеры. ПКП представляет собой пакет документов в бумажном и/или электронном варианте, который отражает все достижения студента (академические - учебные, научные, личные). Портфолио составляется в таком ключе, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с научными руководителями, преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями во время и после окончания высшего учебного заведения.
ПКП в сокращенном варианте должно включать следующие документы:
- профессионально составленное, отвечающее современным требованиям резюме;
- список пройденных учебных дисциплин по основной области деятельности и связанных с ней областей знания (включая дополнительную специализацию, тренинги, специализированные семинары и мастер-классы преподавателей);
- список внеучебных мероприятий и занимаемых «должностей», где на практике применяются навыки лидерства (например, староста группы, профорг, руководитель научной студенческой группы, куратор младших курсов и т.д.);
- план профессионального развития (карьерная цель, необходимость приобретения навыков и опыта и т.д.);
- рекомендательные письма преподавателей, руководителей курсовых проектов, дипломных работ, производственных практик.
У ПКП двойное предназначение – оценка учебных успехов и научных достижений, с одной стороны, а с другой – оценка готовности к профессиональной карьере.
Таким образом, портфолио карьерного продвижения является эффективным средством развития карьеры, который содержит гораздо больше информации для понимания, чем стандартное резюме. Профессиональное и полное ПКП позволяет работодателю легко просмотреть уровень подготовки и весь спектр умений и способностей кандидата и создает условия для принятия оптимального кадрового решения. Профессионально составленное ПКП может помочь выпускнику привлечь внимание работодателя и подчеркнуть его конкурентные преимущества по сравнению с другими претендентами.
ПКП должно фиксировать все достижения студента. ПКП следует регулярно обновлять по мере продвижения во время обучения по основному и сопутствующим направлениям профессиональной подготовки, а также включать в него информацию, отражающую актуальные умения, навыки и наработку компетенций на каждом этапе профессионального обучения и развития.
ПКП также можно использовать для хранения, например, таких документов:
- выпускная квалификационная и курсовые работы;
- отчеты и отзывы о прохождении производственных практик;
- тексты докладов на научно-практических конференциях;
|
|
- копии статей в профессиональных журналах, сборниках материалов конференций;
- грамоты и благодарности за участие в семинарах, форумах, конференциях;
- свидетельство о занесении на Доску почёта вуза;
- сертификаты об успешном освоении тренинговых и обучающих программ (например, пользователя ПК и т.д.);
- свидетельство о получении именных стипендий (президентской, губернаторской и т.д.), выписки из приказов о назначении именных стипендий;
- рекомендательные письма.
Помимо ПКП в бумажном варианте целесообразно иметь и электронный вариант ПКП. Такой формат позволяет легко и эффективно общаться через Интернет с возможными работодателями.
Электронное портфолио легче обслуживать, оперативно вносить в него все необходимые изменения. Кроме того, такое ПКП может приятно удивить работодателя и помочь оторваться соискателю, обладающему таким портфолио, от конкурентов, так как охарактеризует его автора как представителя новой волны работников, живущих в ногу с высокими технологиями.
Итак, портфолио карьерного продвижения выпускника вуза является многокомпонентной структурой, необходимо для успешного планирования развития карьеры и карьерного продвижения.