возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне. Тема
«Человек в социальном измерении» дает относительно развернутое представление о личности и ее социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Глава содержит тему «Потребности человека».Тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми, дается понятие межличностных отношений, их видов: официальных, неофициальных. Групповые нормы и санкции. Общение: цели и виды общения. Конфликты в межличностных отношениях. Человек и человечность. Поскольку авторская программа рассчитана на 25 часов, а в базисном учебном плане предусматривается 35 часов, то 1 час был отведен на введение в предмет, 5 часов на проектную, практическую деятельность, направленную на получение опыта проектной деятельности и социальной практики, что соответствует требованиям стандарта и элементам содержания предмета, на изучение главы 3 «Нравственные основы жизни» отводится не 4 часа, а 8, что объясняется главными целями курса- развитием личности и формированием гуманистических ценностных ориентиров.
|
|
Формы организации образовательного процесса:
Цели и задачи обучения предмету будут достигнуты через применение элементов технологии развития критического мышления, проектной деятельности, ИКТехнологии. В ходе осуществления образовательного процесса будут реализованы как урочная форма деятельности- типы уроков:урок-игра, практикумы, лабораторные работы, уроки- презентации и защиты проектов,уроки- соревнования,уроки-путешествия, а также внеурочные формы деятельности учащихся-экскурсии, различные социальные акции, выставки творческих работ, игры, Коллективные творческие дела, проектная деятельность, интеллектуальные шоу, праздники,фестивали, конкурсы, театр и т.д. Предпочтительными формами обучения являются парная, групповая, но применяется и индивидуальная самостоятельная форма деятельности.
Формы контроля и система оценивания: Применяется промежуточный и итоговый вид контроля.Формы: тестирование, самостоятельные работы с разноуровневыми заданиями (задания с выбором ответа-ВО, задания с кратким ответом-КО, задания с развернутым ответом-РО) защита проектов, презентация творческих работ, заполнение схем, конкретизирующих и систематизирующих таблиц, разноуровневые вопросы, словарик урока. Реализуется самооценка обучающихся через самоконтроль и взаимоконтроль по совместно разработанным критериям.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ | Тип урока | Тема | Планируемые предметные результаты | Планируемые метапредметные результаты | Планируемые личностные результаты | Характеристика деятельности уч-ся | Инструментарий оценки | ||||||
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | |||||||||
Комбинированный | Вводный урок | Ориентироваться в условных обозначениях учебника, определять предмет изучения курса | Сопоставлять вопросы разного уровня сложности | строить речевое высказывание в устной и письменной форме; | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Понимать возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной | Доброжелательно относиться к окружающим; | Осознание алгоритма работы с учебником через самостоятельное чтение.Воспроизведение информации, содержавшуюся в устном изложении учителя. отвечать на вопросы. | Устный контроль вопросов. | ||||
Тема1. Человек в социальном измерении 12 час. | |||||||||||||
Изучение нового Повторение.Контроль | Человек-личность Человек-личность | Освоить смысл понятия «личность», «индивидуальность» Выполнять задания с выбором ответов (ВО) и кратким ответом (КО) | Конкретизировать примерами особенности сильной личности Осознание влияния общества на формирование личностных качеств | осуществлять сравнение соц. Объектов. Устанавливать соответствие, проводить аналогию | Ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; адекватно оценивать выполнение действия и вносить коррективы | Понимать возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; владеть устной и письменной речью; | устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; уважение к человеческой индивидуальности.толерантность | применять причинно-следственный анализ при характеристике социальных параметров личности, Составление предложений | Фронтальный опрос.мозговой штурм. Тест с ВО и КО | ||||
Комбинированный | Человек познает мир | Освоить смысл понятий: «самосознание, самооценка,способности, талант».Объяснять особенности познания и самопознания | Раскрывать на примерах особенности человеческого познания мира и себя | осуществлять сравнение соц. Объектов и субъектов | самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; | обосновывать собственную позицию; | Уважение личности и ее достоинства | Ответы на вопросы анкеты и учебника. Работа с источниками инф-ции помимо учебника | Взаимоконтроль и самооценка | ||||
практикум | Человек познает мир | Осмыслять свое поведение, особенности своей личности | Выбрать эффективные пути для самосовершенствования | строить речевое высказывание в устной и письменной форме; | Адекватно воспринимать оценку учителей, товарищей и др.людей | Понимать относительность мнений и подходов к решению проблем | ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков | Ответы на вопросы анкеты.диагностика. презентация д/з | Самооценка. | ||||
Комбинированный | Человек и его деятельность | Характеризовать различные виды деятельности, ее мотивы. | иллюстрировать примерами связь деятельности и формированием личности | строить речевое высказывание в устной форме; переводить инф-ю из одной знаково-символической системы в другую | Ставить цель чтения текста | Контролировать свое время | Учебно-познавательный интерес к новому материалу | Описывать и иллюстрировать примерами разные виды деятельности. Составлять схемы | взаимоконтроль | ||||
Комбинированный | Человек и его деятельность | Освоить отдельные условия успешной деятельности | Выявлять условия собственной успешной деятельности | Проводить классификацию, сериацию по заданным критериям, обобщать информацию | Определять главную тему и назначение текста | Контролировать свое время | Опыт социальных отношений | Задания с КО, РО | Письменный контроль | ||||
8-9 | Исследование | Потребности человека | Определять виды потребностей, осмыслить их индивидуальный характер | иллюстрировать примерами проявления духовного мира, | Устанавливать родовидовые отношения межу соц. объектами | принимать и сохранять учебную задачу | Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей | Развитие этических чувств-стыда, вины | Исследование практических ситуаций, связанных с миром мыслей и чувств | Взаимоконтроль и самооценка | |||
10-11 | Проект или лабораторная работа | На пути к жизненному успеху | Осмыслить значение понятия «образ жизни», раскрывать на примерах значение труда в жизни | Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; | Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей | Исследование о профессиональных намерениях уч-ся. Презентация материалов о ценности трудового образа жизни | Взаимоконтроль и самооценка | |||
12-13 | Практикум по теме | Человек в социальном измерении | Освоить основные этапы составления проекта и | Освоить способы предъявления проекта | создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; | Осущ.контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Совершенствование рефлексии | Презентация проектов | Взаимоконтроль Тестирование. Решение заданий с ВО и КО | |||
Тема 2. Человек среди людей 10 час. | |||||||||||||
14-15 | Комбинированный Игра: «Групповой портрет» | Межличностные отношения | Объяснять смысл понятий: Межличностные отношения, солидарность толерантность,лояльность | Выражать собственную позицию на значение взаимодействия в жизни людей | строить речевое высказывание в устной и письменной форме; | Смысловое чтение текста. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Учитывать разные мнения | Уважение к личности | решение задач и разбор ситуаций, связанных с Межличностными отношениями | Устный опрос | |||
16-17 | Изучение нового | Человек в группе | Объяснять смысл понятий: Большие и малые,формальные и неформальные, называть групповые нормы | Выявлять ситуации, связанные с проявлением лидерства | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | преобразовывать практические задачи в познавательные; | Аргументировано спорить | Уважение к личности. Доброжелательно относиться к окружающим | Мини проекты в малых группах | Письменный контроль-тест | |||
18-19 | Изучение нового | Общение | Называть цели, средства, стили, виды общения | Оценивать собственное умение общаться | строить речевое высказывание в устной и письменной форме; | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Владеть диалогической формой коммуникации | Опыт социальных и межличностных отношений | иллюстрировать примерами различные цели и средства общения.используя допол.информацию, сопоставлять стили общения | Вопросы с КО и РО | |||
20-21 | Комбинированный | Конфликты в межличностных отношениях | Объяснять причины и стадии межличностных конфликтов | иллюстрировать примерами конструктивное разрешение конфликтов | строить речевое высказывание в устной и письменной форме; | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; | Формировать устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; | Выполнять несложные практические задания по анализу конфликтных ситуаций и путей выхода из них | Ответы на вопросы | |||
22- | Защита проекта Контроль | Практикум: Человек среди людей Человек среди людей | Освоить основные этапы составления проекта и осмыслить личный опыт участия в м/л отношениях, объяснять термины по теме | Освоить способы предъявления проекта | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Слушать и слышать друг друга | Формировать позитивную моральную самооценку | Презентация и составление вопросов к одноклассникам | Устная презентация проекта: полнота,эстетика оформления, экономическая грамотность,ориг тест | |||
Тема 3 Нравственные основы жизни. 8 час. | |||||||||||||
24-25 | Комбинированный | Человек славен добрыми делами | Характеризовать проявления добра, приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали | Давать оценку поступков людей с точки зрения морали и нравствен ности | Создавать модели и схемы для решения задач | Определять главную тему и назначение текста | Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей | Понимание моральных норм и ценностей и их иерархии | Исследование жизненных ситуации, раскрывающих значимость добродетели | Вопросы с КО и РО | |||
26-27 | Комбинированный | Будь смелым | Приводить примеры проявления мужества, смелости, преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях | Давать оценку проявлениям мужества, смелости, преодоления страха | осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | самостоятельно адекватно оценивать выполнение действия и вносить коррективы | Готовность к обсуждению разных точек зрения | Формировать адекватное понимание необходимости проявления смелости и мужества | Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла | Вопросы с КО и РО | |||
28-29 | Изучение нового | Человек и человечность | Приводить примеры, раскрывающие смысл понятия «человеч ность» | Давать оценку конкретным поступкам людей с позиции гуманизма | осуществлять сравнение | Ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; | Понимать возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; | Формировать уважение к человеческой личности, способность к проявлениям добра и гуманности | На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём Выполнять несложные практические задания по анализу жизненных ситуаций | Вопросы с КО и РО | |||
30-31 | Практикум | Нравственные основы жизни | осмыслить личный опыт отношений в социуме, объяснять термины по теме | Осознание влияния общества на формирование личностных качеств | ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл | целеполагание | Учитывать разные мнения | Понимать моральные нормы и ценности и их иерархию | Выполнение заданий по образцу ГИА в упрощенном варианте | тест | |||
32-33 | проект | «Современники» | Освоить основные этапы составления проекта | Освоить способы предъявления проекта | строить речевое высказывание в устной и письменной форме | проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | свою позицию координировать с позициями партнеров в сотрудничестве | Формировать устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Выполнять практические задания по анализу ситуаций | Взаимоконтроль Вопросы с ВО, КО и РО | |||
Повторение и контроль | Итоговый контроль по курсу | Объяснять смысл изученных понятий | Умение находить различные способы решения социальных задач | формулиро вать ответ на вопрос, воспроизводить существенную информацию по памяти | адекватно оценивать выполнение действия | отображать в письменной речи (описание, объяснение) содержание знаний | Сохранять мотивацию к учебной деятель ности, понимать значение знаний | Выполнение заданий по образцу ГИА в упрощенном варианте | |||||
резерв | |||||||||||||
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
|
|
|
|
|
|
Программы
1. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др. (Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н.Боголюбова 5-9 кл. Пособие для учителя общеобразовательных учреждений-.М.,Просвещение,2011),
2.Обществознание. Поурочные разработки.6 кл.(Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, Т.Е.Лискова и др.).-М.: Просвещение, 2012
Учебники, учебные пособия для учащихся:
1. Обществознание.6 класс.под.ред.Л,Н.Боголюбова.-М.: «Просвещение»,2013г.
2.Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах /А.В.Махоткин, Н.В.Махоткина. – М.: Эксмо, 2012
3.Контрольно-измерительные материалы.Обществознание:6 кл.- М.:ВАКО,2012 г.
Ресурсы Интернета:
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.
http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.
http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.
http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.
http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.
http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.
http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.
http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.
http://www.ug.ru –«Учительская газета»
http://www.1september.ru –Газета «Первое сентября»
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Познавательные. | Регулятивные | Личностные | Коммуникативные | ||||
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Общеучебные Понимать необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний; формировать выраженную устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения; | Общеучебные Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; ставить проблему, аргументировать ее актуальность | Целеобразование Cамостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; ·ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; | Развивать регуляцию учебной деятельности через формирование самостоятельности, инициативности ответственности, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный; овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; | Когнитивный компонент Знать основные права и обязанности гражданина РФ, Ориентироваться в знании государственной символики Создавать представление о территории и границах России, ее географических особенностях, Политическом устройстве России, представление о ее государственной организации; Осваивать национальные ценности, традиции, культуру; Понимать моральные нормы и ценности и их иерархию; | знать основы здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий | Общение и взаимодействие выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; | Общение и взаимодействие Спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
Логические Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; | Планирование Составлять план последовательности действий.Контроль Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; | Ценностный и эмоциональный компоненты Ува жать историю страны, ее культурные и исторические памятники; Уважать личность и ее достоинства; Формировать чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание чувства стыда и вины при их нарушении; Деятельностный компонент. Выполнять нормы требований школьной жизни и обязанностей ученика; | Уметь конструктивно разрешать конфликты. | Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовать свои действия Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции. | Учитывать и координировать различные позиции других людей, отличные от собственной, в сотрудничестве; Отображать в речевом высказывании составляющие внутреннего мира | ||
Смысловое чтение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им; | Cопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснить назначение карты, рисунка, пояснить части графика или таблицы и | Оценка · Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценка результатов работы; | Саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий | Следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества Уважительно отно ситься к партнерам, к личности другого. Речевые действия как средство регуляции собственной деятельности. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |