Содержание учебного предмета

возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне. Тема

«Человек в социальном измерении» дает относительно развернутое представление о личности и ее социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Глава содержит тему «Потребности человека».Тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми, дается понятие межличностных отношений, их видов: официальных, неофициальных. Групповые нормы и санкции. Общение: цели и виды общения. Конфликты в межличностных отношениях. Человек и человечность. Поскольку авторская программа рассчитана на 25 часов, а в базисном учебном плане предусматривается 35 часов, то 1 час был отведен на введение в предмет, 5 часов на проектную, практическую деятельность, направленную на получение опыта проектной деятельности и социальной практики, что соответствует требованиям стандарта и элементам содержания предмета, на изучение главы 3 «Нравственные основы жизни» отводится не 4 часа, а 8, что объясняется главными целями курса- развитием личности и формированием гуманистических ценностных ориентиров.

Формы организации образовательного процесса:

Цели и задачи обучения предмету будут достигнуты через применение элементов технологии развития критического мышления, проектной деятельности, ИКТехнологии. В ходе осуществления образовательного процесса будут реализованы как урочная форма деятельности- типы уроков:урок-игра, практикумы, лабораторные работы, уроки- презентации и защиты проектов,уроки- соревнования,уроки-путешествия, а также внеурочные формы деятельности учащихся-экскурсии, различные социальные акции, выставки творческих работ, игры, Коллективные творческие дела, проектная деятельность, интеллектуальные шоу, праздники,фестивали, конкурсы, театр и т.д. Предпочтительными формами обучения являются парная, групповая, но применяется и индивидуальная самостоятельная форма деятельности.

Формы контроля и система оценивания: Применяется промежуточный и итоговый вид контроля.Формы: тестирование, самостоятельные работы с разноуровневыми заданиями (задания с выбором ответа-ВО, задания с кратким ответом-КО, задания с развернутым ответом-РО) защита проектов, презентация творческих работ, заполнение схем, конкретизирующих и систематизирующих таблиц, разноуровневые вопросы, словарик урока. Реализуется самооценка обучающихся через самоконтроль и взаимоконтроль по совместно разработанным критериям.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тип урока Тема Планируемые предметные результаты Планируемые метапредметные результаты Планируемые личностные результаты Характеристика деятельности уч-ся Инструментарий оценки
Ученик научится Ученик получит возможность научиться Познавательные Регулятивные Коммуникативные
  Комбинированный Вводный урок Ориентироваться в условных обозначениях учебника, определять предмет изучения курса Сопоставлять вопросы разного уровня сложности строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Понимать возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной Доброжелательно относиться к окружающим; Осознание алгоритма работы с учебником через самостоятельное чтение.Воспроизведение информации, содержавшуюся в устном изложении учителя. отвечать на вопросы. Устный контроль вопросов.
Тема1. Человек в социальном измерении 12 час.
  Изучение нового Повторение.Контроль Человек-личность Человек-личность Освоить смысл понятия «личность», «индивидуальность» Выполнять задания с выбором ответов (ВО) и кратким ответом (КО) Конкретизировать примерами особенности сильной личности Осознание влияния общества на формирование личностных качеств осуществлять сравнение соц. Объектов. Устанавливать соответствие, проводить аналогию Ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; адекватно оценивать выполнение действия и вносить коррективы Понимать возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; владеть устной и письменной речью; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; уважение к человеческой индивидуальности.толерантность применять причинно-следственный анализ при характеристике социальных параметров личности, Составление предложений Фронтальный опрос.мозговой штурм. Тест с ВО и КО
  Комбинированный Человек познает мир Освоить смысл понятий: «самосознание, самооценка,способности, талант».Объяснять особенности познания и самопознания Раскрывать на примерах особенности человеческого познания мира и себя осуществлять сравнение соц. Объектов и субъектов самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; обосновывать собственную позицию; Уважение личности и ее достоинства Ответы на вопросы анкеты и учебника. Работа с источниками инф-ции помимо учебника Взаимоконтроль и самооценка
  практикум Человек познает мир Осмыслять свое поведение, особенности своей личности Выбрать эффективные пути для самосовершенствования строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Адекватно воспринимать оценку учителей, товарищей и др.людей Понимать относительность мнений и подходов к решению проблем ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков Ответы на вопросы анкеты.диагностика. презентация д/з Самооценка.
  Комбинированный Человек и его деятельность Характеризовать различные виды деятельности, ее мотивы. иллюстрировать примерами связь деятельности и формированием личности строить речевое высказывание в устной форме; переводить инф-ю из одной знаково-символической системы в другую Ставить цель чтения текста Контролировать свое время Учебно-познавательный интерес к новому материалу Описывать и иллюстрировать примерами разные виды деятельности. Составлять схемы взаимоконтроль
  Комбинированный Человек и его деятельность Освоить отдельные условия успешной деятельности Выявлять условия собственной успешной деятельности Проводить классификацию, сериацию по заданным критериям, обобщать информацию Определять главную тему и назначение текста Контролировать свое время Опыт социальных отношений Задания с КО, РО Письменный контроль
8-9 Исследование Потребности человека Определять виды потребностей, осмыслить их индивидуальный характер иллюстрировать примерами проявления духовного мира, Устанавливать родовидовые отношения межу соц. объектами принимать и сохранять учебную задачу Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей Развитие этических чувств-стыда, вины Исследование практических ситуаций, связанных с миром мыслей и чувств Взаимоконтроль и самооценка
10-11 Проект или лабораторная работа На пути к жизненному успеху Осмыслить значение понятия «образ жизни», раскрывать на примерах значение труда в жизни Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей Исследование о профессиональных намерениях уч-ся. Презентация материалов о ценности трудового образа жизни Взаимоконтроль и самооценка
12-13 Практикум по теме Человек в социальном измерении Освоить основные этапы составления проекта и Освоить способы предъявления проекта создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; Осущ.контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Совершенствование рефлексии Презентация проектов Взаимоконтроль Тестирование. Решение заданий с ВО и КО
Тема 2. Человек среди людей 10 час.
14-15 Комбинированный Игра: «Групповой портрет» Межличностные отношения Объяснять смысл понятий: Межличностные отношения, солидарность толерантность,лояльность Выражать собственную позицию на значение взаимодействия в жизни людей строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Смысловое чтение текста. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Учитывать разные мнения Уважение к личности решение задач и разбор ситуаций, связанных с Межличностными отношениями Устный опрос
16-17 Изучение нового Человек в группе Объяснять смысл понятий: Большие и малые,формальные и неформальные, называть групповые нормы Выявлять ситуации, связанные с проявлением лидерства осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета преобразовывать практические задачи в познавательные; Аргументировано спорить Уважение к личности. Доброжелательно относиться к окружающим Мини проекты в малых группах Письменный контроль-тест
18-19 Изучение нового Общение Называть цели, средства, стили, виды общения Оценивать собственное умение общаться строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Владеть диалогической формой коммуникации Опыт социальных и межличностных отношений иллюстрировать примерами различные цели и средства общения.используя допол.информацию, сопоставлять стили общения Вопросы с КО и РО
20-21 Комбинированный Конфликты в межличностных отношениях Объяснять причины и стадии межличностных конфликтов иллюстрировать примерами конструктивное разрешение конфликтов строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Формировать устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; Выполнять несложные практические задания по анализу конфликтных ситуаций и путей выхода из них Ответы на вопросы
22- Защита проекта Контроль Практикум: Человек среди людей Человек среди людей Освоить основные этапы составления проекта и осмыслить личный опыт участия в м/л отношениях, объяснять термины по теме Освоить способы предъявления проекта осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Слушать и слышать друг друга Формировать позитивную моральную самооценку Презентация и составление вопросов к одноклассникам Устная презентация проекта: полнота,эстетика оформления, экономическая грамотность,ориг тест
Тема 3 Нравственные основы жизни. 8 час.
24-25 Комбинированный Человек славен добрыми делами Характеризовать проявления добра, приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали Давать оценку поступков людей с точки зрения морали и нравствен ности Создавать модели и схемы для решения задач Определять главную тему и назначение текста Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей Понимание моральных норм и ценностей и их иерархии Исследование жизненных ситуации, раскрывающих значимость добродетели Вопросы с КО и РО
26-27 Комбинированный Будь смелым Приводить примеры проявления мужества, смелости, преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях Давать оценку проявлениям мужества, смелости, преодоления страха осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач самостоятельно адекватно оценивать выполнение действия и вносить коррективы Готовность к обсуждению разных точек зрения Формировать адекватное понимание необходимости проявления смелости и мужества Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла   Вопросы с КО и РО
28-29 Изучение нового Человек и человечность Приводить примеры, раскрывающие смысл понятия «человеч ность» Давать оценку конкретным поступкам людей с позиции гуманизма осуществлять сравнение Ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; Понимать возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; Формировать уважение к человеческой личности, способность к проявлениям добра и гуманности На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём Выполнять несложные практические задания по анализу жизненных ситуаций   Вопросы с КО и РО
30-31 Практикум Нравственные основы жизни осмыслить личный опыт отношений в социуме, объяснять термины по теме Осознание влияния общества на формирование личностных качеств ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл целеполагание Учитывать разные мнения Понимать моральные нормы и ценности и их иерархию Выполнение заданий по образцу ГИА в упрощенном варианте тест
  32-33 проект «Современники» Освоить основные этапы составления проекта Освоить способы предъявления проекта строить речевое высказывание в устной и письменной форме проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве свою позицию координировать с позициями партнеров в сотрудничестве Формировать устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Выполнять практические задания по анализу ситуаций   Взаимоконтроль Вопросы с ВО, КО и РО
  Повторение и контроль Итоговый контроль по курсу Объяснять смысл изученных понятий Умение находить различные способы решения социальных задач формулиро вать ответ на вопрос, воспроизводить существенную информацию по памяти адекватно оценивать выполнение действия отображать в письменной речи (описание, объяснение) содержание знаний Сохранять мотивацию к учебной деятель ности, понимать значение знаний Выполнение заданий по образцу ГИА в упрощенном варианте
  резерв                  
                           

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программы

1. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др. (Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н.Боголюбова 5-9 кл. Пособие для учителя общеобразовательных учреждений-.М.,Просвещение,2011),

2.Обществознание. Поурочные разработки.6 кл.(Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, Т.Е.Лискова и др.).-М.: Просвещение, 2012

Учебники, учебные пособия для учащихся:

1. Обществознание.6 класс.под.ред.Л,Н.Боголюбова.-М.: «Просвещение»,2013г.

2.Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах /А.В.Махоткин, Н.В.Махоткина. – М.: Эксмо, 2012

3.Контрольно-измерительные материалы.Обществознание:6 кл.- М.:ВАКО,2012 г.

Ресурсы Интернета:

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.

http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.

http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.

http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.

http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.

http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.

http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.

http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.

http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.

http://www.ug.ru –«Учительская газета»

http://www.1september.ru –Газета «Первое сентября»

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Познавательные. Регулятивные Личностные Коммуникативные
Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться
Общеучебные Понимать необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний; формировать выраженную устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения; Общеучебные Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; ставить проблему, аргументировать ее актуальность Целеобразование Cамостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; ·ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; Развивать регуляцию учебной деятельности через формирование самостоятельности, инициативности ответственности, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный; овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; Когнитивный компонент Знать основные права и обязанности гражданина РФ, Ориентироваться в знании государственной символики Создавать представление о территории и границах России, ее географических особенностях, Политическом устройстве России, представление о ее государственной организации; Осваивать национальные ценности, традиции, культуру; Понимать моральные нормы и ценности и их иерархию;   знать основы здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий Общение и взаимодействие выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Общение и взаимодействие Спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.
Логические Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;   Планирование Составлять план последовательности действий.Контроль Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;   Ценностный и эмоциональный компоненты Ува жать историю страны, ее культурные и исторические памятники; Уважать личность и ее достоинства; Формировать чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание чувства стыда и вины при их нарушении; Деятельностный компонент. Выполнять нормы требований школьной жизни и обязанностей ученика; Уметь конструктивно разрешать конфликты. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовать свои действия Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции. Учитывать и координировать различные позиции других людей, отличные от собственной, в сотрудничестве; Отображать в речевом высказывании составляющие внутреннего мира
Смысловое чтение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им; Cопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснить назначение карты, рисунка, пояснить части графика или таблицы и Оценка · Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценка результатов работы; Саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий       Следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества Уважительно отно ситься к партнерам, к личности другого. Речевые действия как средство регуляции собственной деятельности. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: