Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.
Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:
- предметная ситуация — возникновение объективных причин конфликта;
- конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт;
- разрешение конфликта (полное или частичное).
Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд функций, среди которых наиболее важными являются:
- диалектическая — служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;
- конструктивная — вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;
- деструктивная— появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер).
Иррациональное - находящееся за пределами разума, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или даже противоречащее ему.
Этот накал страстей, нередко сопровождающий конфликт, приводит к тому, что его течение приобретает неуправляемый характер, исключающий возможность применения для его регулирования какой-либо рациональной методологии.