Сущность маркетинга состоит в том, чтобы производить (закупать) товар, имеющий сбыт.
В теории маркетинга определен двуединый подход: с одной стороны – изучение рынка, с другой стороны – активное воздействие на рынок с целью формирования покупательских предпочтений.
Из сущности маркетинга вытекают основные принципы [1,4]:
- деятельность фирмы должна быть нацелена на конечные коммерческие результаты;
- фирма должна ориентироваться на долговременный результат маркетинговой деятельности;
- единство и взаимосвязь стратегии и тактики приспособления к требованиям покупателей с одновременным целенаправленным воздействием на них;
- дифференцированный подход к потребительским рынкам;
- гибкость и оперативность системы в условиях конкуренции.
Основные функции маркетинга определяются его принципами:
- анализ и исследование внешней среды (изучение рынка, потребностей, товара, конкуренции);
- производственная (организация производства новых товаров, материально-техническое снабжение, управление качеством и конкурентоспособностью);
|
|
- сбытовая (организация системы товародвижения, сервиса, спроса и его стимулирования, проведение целенаправленной товарной и ценовой политики);
- управление и контроль (организация стратегического и оперативного планирования, информационное обеспечение, организация маркетинговых коммуникаций (промоушн) – реклама, паблик рилейшн, прямой контакт, директ мэйл;
- разработка и реализация ценовой политики (установление цен на товары, их изменение в зависимости от конъюнктуры рынка, использование скидок и кредитов);
- обеспечение формирования спроса (ФОС) и стимулирования сбыта (СТИС) путем предложения новых товаров, экономическое стимулирование покупателей;
- анализ и контроль маркетинговой деятельности;
- управление маркетинговой деятельностью (планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы, оценка рисков и прибылей, определение эффективности маркетинговых решений).