Закон необходимого разнообразия

На необходимость учитывать предельную осуществимость системы при ее создании в теории систем обратил внимание Эшби. Он сформировал закономерность с указанным названием. Но наиболее важным является одно из следствий этой закономерности, которое можно упрощенно пояснить следующим образом.

Когда исследователь (ЛПР, наблюдатель) N сталкивается с проблемой D, решение которой для него неочевидно, то объективно имеет место некоторое разнообразие возможных решений (в принципе). Этому разнообразию противостоит разнообразие мыслей исследователя . Задача исследования заключается в том, чтобы свести разнообразие к минимуму, а в идеале – к нулю.

Таким образом, создавая систему, способную справиться с решением проблемы, обладающей определенным разнообразием (сложностью), нужно обеспечить, чтобы система имела еще большее разнообразие (знание методов решения), чем разнообразие решаемой проблемы, или была способна создать в себе это разнообразие.

Применительно к системам управления (СУ) закон «необходимого разнообразия» может быть сформулирован следующим образом: разнообразие управляющей системы должно быть больше (или, по крайней мере, равно) разнообразию управляемого объекта .

Использование этого закона при разработке и совершенствовании СУ предприятиями и организациями помогает увидеть причины проявляющихся в них недостатков и найти пути повышения эффективности управления.

Так, применительно к управлению экономикой страны, объективно возможны такие пути увеличения , как рост численности аппарата управления, повышение его квалификации, механизация и автоматизация управленческих работ; уменьшение возможно за счет установления более четких и определенных правил поведения компонентов системы (унификация, стандартизация, типизация, введение поточного производства, сокращение номенклатуры деталей, узлов, технологической оснастки, вплоть до типизации организационных структур предприятий, что входит в противоречие с характеристиками, обеспечивающими существование объекта как развивающейся системы).

Можно снижать уровень требований к управлению, т. е. сокращать число контролируемых и регулируемых параметров управляемой системы, что не всегда желательно.

И, наконец, есть еще один путь – например, самоорганизация объектов управления путем создания саморегулирующихся подразделений, предприятий с относительной самостоятельностью и ограничением вмешательства централизованных органов управления. В настоящее время основное развитие получил именно этот последний путь, вначале – на основе хозрасчета, самоокупаемости и т. п., а затем – путем внедрения рыночных принципов в экономику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: