Поэтапная методика изучения семьи и её роли в возникновении и развитии личностных проблем у её члена

Методика разработана Санкт-Петербургскими специалистами (Э.Эйдемиллер, В.Юстицкис) и представляет собой сменяющие друг друга этапы диагностического изучения семьи. Основное условие эффективного применения методики – последовательность и систематичность.

Этап 1. Установление необходимости социально-психологического изучения семьи. Задача этапа – установление внешних признаков наличия психотравматирующего влияния семьи на члена семьи. Основные методы – беседа, наблюдение

Этап 2. Общее знакомство с семьей. Задача этапа – формирование у специалиста общего представления о семье. Основные методы – беседа, наблюдение, структурированное интервью. Основные проблемы, которые необходимо преодолеть – 1)проблема подмены представлений о семье собственными представлениями, выведенными из личного семейного опыта специалиста. Способ преодоления данной проблемы – учет обстоятельств, которые искажают предлагаемую членами семьи картину их жизни: 1)нормативные представления членов семьи (член семьи говорит не то, что есть, а то, что должно быть); 2)значение общей картины жизни семьи во взаимоотношениях членов семьи (положение члена семьи в супружеских спорах).

Этап 3. Выявление психотравматирующей ситуации. Задача этапа – выявить, какие из многочисленных сторон семейных отношений воздействуют на индивида. Применяющиеся методы – моделирование профессиональной ситуации, сопровождающееся при необходимости наблюдением, опросом, структурированным интервью, наблюдением, диагностическими тестами.

Этап 4. Постановка социально-психологического коррекционного диагноза. Цель этапа – выявить, какие изменения в семье приведут к уменьшению и в дальнейшем к устранению психотравматической ситуации. Задачи этапа: 1) иметь ясный проверенный ответ на вопрос «При каком состоянии основных семейных систем (предствлений о семье, коммуникаций, эмоциональной идентификации, структурно-ролевых отношений) возникли бы условия для успешного разрешения психотравмирующей ситуации?»; 2)выявить факторы (внутренние и внешние), обуславливающие неудовлетворительное состояние семейной системы, которая нуждается в помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: