Краткосрочная позитивная семейная терапия

Краткосрочная позитивная семейная психотерапия, или ориентированная на решение проблемы центрируется на активизации собственные ресурсов членов семьи и семьи в целом для решения семейных проблем. Авторы данного подхода (Н. и Х.Пезешкиану, С.Шазер, Д.Эпстон и др.) считают, что анализ причин нарушения неминуемо приводит к появлению или усилению чувства вины, которое тем более выражено, чем глубиннее и активнее осознание клиентом и его близкими «патогенетических причин». Именно такие «побочные» самообвинения и обвинения близких являются препятствием к сотрудничества семьи и специалиста, причиной низкой эффективности и длительноси психокоррекционного процесса.

Краткосрочная позитивная терапия ориентирована на выявление и активизацию ресурсов для преодоления проблем и нарушений. Если для классических и традиционных семейных психотерапевтом(и медицинской и немедицинской модели) является требование посещения психокоррекционных занятий всей семьей, а обсуждение семейной динамики, промежуточных результатов и формирование дальнейшей программы осуществляется коллективом специалистов или одним специалистом в специально отведенных для этого местах, то краткосрочные семейные психотерапевты расширили свои возможности тем, что: 1)не предъявляют клиенту и его семье требований обязательного посещения сессий всей семьей; 2)обсуждение психокоррекционной программы и процесса её реализации оуществляется совместно с клиентом – членом семьм или всей семьей (принцип «гласности в спихотерапии»).

Основные принципы краткосрочной позитивной психотерапии:

  1. опора только на позитивное в жизни члена семьи и его ресурсы;
  2. использование в работе с членами семьи только позитивных подкреплений;
  3. позитивистский (в философском смысле) подход.

Поиск ресурсов может быть ориентирован на прошлое («Что раньше помогало вам преодолеть подобные проблемы?»), на настоящее («Что сейчас помогает вам справляться с проблемами?», на будущее («Кто или что могло бы вам помочь в разрешении проблемы?»). Использование только позитивных подкреплений в работе с членом семьи позволяет ему раскрепостить и активизировать его позитивные воспоминания, интуицию и способность конструктивно фантазировать. Курс психокоррекционного процесса в среднем длится не более 4-х сессий при ориентации специалиста на желательность и возможность одной сессии. Промежутки между сессиями от нескольких дней до нескольких месяцев.

Наиболее часто применяющиеся техники:

«Опора на прогресс» - трехшаговая методика активизации механизмов, способствующих позитивным изменениям: 1)Был ли в последнее время такой период, когда проблема исчезла или уменьшилась значительно? 2)Был ли период, когда проблемы не было? С чем его можно связать? 3)Что мы все могли бы вернуть и закрепить эту ситуацию?

«Знаки улучшения» - переключение внимания клиента с симптомов проблемы и её проявлений на признаки улучшения.

«Проблема как решение». «Чему научила вас проблема?», «Что вы поняли?».

Тема 13. Базовые приемы психокорекции семейных отношений

  1. Формирование позитивного отношения к специалисту как условие эффективного взаимодействия семьи и специалиста.
  2. Проблема организации и проведения социально-психологической помощи семье и её преодоление.
  3. Указание (директивы) как базовый прием психокоррекции семейных отношений.
  4. Семейная дискуссия как базовый прием психокоррекции семейных отношений.
  5. Обусловленное общение как базовый прием психокоррекции семейных отношений.
  1. После того, как в ходе изучения семьи установлено семейное нарушение, специалист приступает к его коррекции. С этого момента начинается организация воздействия на отдельных членов семьи или семью в целом с целью достижения желаемых изменений в их жизни. Здесь обнаруживается ряд проблем, которые объединяются в 3 группы и которые необходимо специалисту преодолеть.

Проблема формирования позитивного отношения к специалисту, которая связана с тем, что:

  • Необходимо членам семьи найти время и возможности для встреч со специалистом. Чаще всего, это возможно после работы, т.е. в вечернее время, когда это удобнее всем членам семьи. Перед каждой встречей членам семьи приходится преодолевать усталость и желание провести время по-другому;
  • Участие в семейной психотерапии с неизбежностью порождает чувство неуверенности, сопротивления и нежелания раскрывать некоторые аспекты семейной жизни;
  • С началом работы специалиста с семьей происходит актуализация семейной неудовлетворенности, конфликтных взаимоотношений
  • Перед членами семьи вместо получения готовых советов стоит задача участия в обсуждениях, выполнять упражнения, задания и т.д.

Для решения данной проблемы, во-первых, специалисту, работающему с семьей, необходимо активно влиять на поддержание и развитие устойчивой мотивации у членов семьи к участию в психотерапевтическом процессе. Решение такой задачи зависит напрямую от успешно проведенной первой встречи. Это обуславливает необходимость хорошо разработанного «сценария» первой встречи. Обычно, её ход включает в себя три плана:

  1. Первый – ознакомление специалиста с проблемами клиента. Здесь активная роль принадлежит клиенту, который в течение первой сессии: 1)рассказывает то, что «подготовил» для изложения; 2)актуализирует свои эмоциональные переживания, связанные с семьей в процессе работы с ним специалиста, который применяет, обычно, методику вербализации эмоциональных состояний, разработанную К.Роджерсом.
  2. Второй – создание у члена семьи представления о том, что семейная психотерапия дает шанс найти путь решения семейных проблем, о которых только что говорили. Специалисту необходимо приложить свои способности к убеждению, приведению убедительной именно для этого человека аргументации того, что проблема клиента может быть решена, во-первых; может быть решена только самим клиентом, а специалист окажет помощь.
  3. Третий – «проработка» мотивов, препятствующих участию в семейной психотерапии. Специалист рассказывает клиенту об организации процесса, затратах времени, сил, энергии, ответственности. Часто применяется метод «парадоксальной интенции» В.Франкла, суть которого состоит в том, что специалист выступает в роли человека, сомневающегося в том, что клиент нуждается в помощи и хочет её получить, рисует перед ним яркие картины с трудностями, которые необходимо будет преодолевать клиенту, если он примет решение о работе с собой и со своей семьей. При этом задача специалиста – не «охладить» пыл клиента, а побуждать его именно сейчас, когда он ещё полон желания решать свои семейные проблемы.

Во-вторых, специалист должен так планировать и применять техники и приемы, чтобы они носили скрытый образовательный характер. Необходимо у самого клиента формировать интерес к содержанию психокоррекционного процесса.

  1. Проблема организации и проведения социально-психологической помощи семье. Проблема, каковы условия необходимо организовать и соблюдать, чтобы был достигнут нужный эффект, остается дискуссионной на сегодняшний день. Но все же по ряду пунктов специалисты, оказывающие помощь семье высказываются единодушно. А именно:
  1. Способ организации и применения семейной психокоррекции не должен определяться приверженностью специалиста а какой-то теоретической модели, а должен зависеть от особенностей семьи, нарушений, которые в ней выявлены.
  2. В зависимости от специфики семьи и личностных особенностей членов семьи определяется специалист в выборе стиля психокоррекционного процесса – активно-директивного или пассивно-мягкого. Характерологические особенности специалиста не должны быть определяющим моментом.
  3. В соответствии с изменениями, происходящими во взаимоотношениях членов семьи, а также в зависимости от решаемых конкретных задачах специалист должен применять соответствующий стиль взаимодействия.

Базовые методики, применяющиеся в процессе оказания социально-психологической помощи. Под методикой (техникой) в семейной психокоррекции понимается типовая совокупность действий, с помощью которых специалист решает определенную психокоррекционную задачу. Семейная психотерапия немедицинской модели за время своего развития приобрела большое количество различных техник. Каждая формирующаяся и развивающаяся школа привносит свои техники, которые представители этой школы считают самыми важными. Однако существует несколько основных техник, которые применяются практически всегда, независимо от применяющейся психокоррекционной модели.

Указания (директивы) это высказывания специалиста о необходимости со стороны члена семьи или всей семьи определенных действий. Директивы бывают прямые и парадоксальные. Применяя прямую директиву,: 1) семейный специалист прямо и конкретно указывает, что нужно делать для того, что были достигнуты цели. В случае парадоксальной директивы истинная её цель противоположна провозглашаемой. Специалист требует поступить определенным образом, рассчитывая, что член семьи поступит как раз наоборот. Выбор вида указания зависит от личностных особенностей клиента, контекста ситуации и иных условий.

Применение директив возможно только при наличии следующих условий:

  1. Семья способна вести себя иным, чем сейчас, способом, и такое поведение создает возможность для коррекции нарушения.
  2. Имеется возможность реорганизации условий жизни семьи и снятия таким образом нарушений в её жизни (изменение места жительства, работы, некоторых сторон досуга, ведения домашнего хозяйства и др.).
  3. Имеется возможность перехода семьи к правильному, ненарушенному поведению путем расчленения этого перехода на этапы (шаг за шагом).
  4. Специалист:
    1. тщательно изучил семью;
    2. имеет достаточный авторитет в глазах члена семьи как специалист и семьянин.

4. Семейная дискуссия широко применяющийся метод, в процессе реализации которого идет об обсуждении членами семьи широкого круга проблем, касающихся жизни семьи, способов решения различных семейных вопросов. Это, в первую очередь, дискуссия в семейных группах. Дискуссия может преследовать весьма многочисленные цели: 1)коррекция представлений о различных аспектах семейных взаимоотношений – о способах решения семейных конфликтов, решения разных проблем, о планировании и организации семейной жизни, распределении обязанностей в семье и др.; 2)обучение членов семьи методам обсуждения семейных проблем; 3)обучение семьи объективности, направленное на формирование адекватного представления членов семьи по тому или иному вопросу семейной жизни.

Управление семейной дискуссией требует от специалиста немалого искусства. Заслуживает внимания описание J.Peres основных приемов, используемых специалистами, работающими с семьей при ведении семейной дискуссии. Это: эффективное использование молчания; умение слушать; обучение с помощью вопросов; повторение (резюмирование); обобщение; экспликация эмоциональных состояний членов семьи; конфронтация с определенным мнением или даже членом семьи и др.

5. Обусловленное общение разнообразные психокоррекционные методы, заключающиеся в том, что в обычные, привычные семейные взаимоотношения вводится какой-то новый элемент. Цель его – дать возможность членам семьи осуществить коррекцию нарушений. Один из приемов – общение между членами семьи в письменной форме (члены семьи не говорят, а пишут). Такой прием в необходимых случаях позволяет искусственно замедлить процесс коммуникации и сделать его более наблюдаемым для членов семьи. Кроме этого приема используется: цветовая сигнализация (для улучшения коммуникации и взаимной эмпатии вводится цветовая сигнализация, которая соответствует чувству, которое испытывают супруги); техника «конструктивного спора», разработанная H.Bach и модифицированная S.Kratochvil. Она включает в себя набор правил поведения, которые вступают в силу, когда супруги испытывают потребность выражения агрессии по отношению друг к другу. Применение данной техники возможно при соблюдении условий: 1)спор может проводиться только после предварительного обучения и согласия обеих сторон4 2)тот, кто начинает спор, должен ясно представлять цель, которую хочет достичь; 3)обе стороны должны принимать активное участие в споре; 4)спор должен касаться только предмета спора, недопустимы переходы на личности супругов и обобщения типа «Вот всегда так ты …».

5. Проигрывание семейных ролей. Это ряд методик, представляющие собой проигрывание ролей в различного рода играх, символизирующих семейные отношения. «Стихией» ролевых игр является работа с семьями, включающих в себя детей. Основная цель применения данных методик – коррекция поведения членов семьи и их взаимоотношений. Применение данной техники только у взрослых без предварительной подготовки осложняется наличием у них страха перед необходимостью выступить в какой-то иной роли, чем та, к которой они привыкли на протяжении жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: