Виды административных процедур

Многообразие управленческой деятельности органов государственного управления требует введения и использования различных процедур. Прежде всего, выделяют административные процедуры, которые призваны нормировать, упорядочить и стабилизировать основные виды деятельности. Другие – предназначены для рассмотрения споров и разногласий.

Разграничение административных процедур проводится по видам решаемых задач в рамках компетенции субъекта права. Например, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 2007 г. №1299 «Об административных процедурах, совершаемых налоговыми органами в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей» предусмотрено совершение 59 административных процедур.

Можно выделить примерный перечень административных процедур:

1. организационные (распорядок работы, распределение обязанностей и др.);

2. принятие решений (правовых актов, устных решений);

3. использование информации (документооборот, информационное обслуживание);

4. решение функциональных задач (подбор кадров, повышение квалификации);

5. делегирование полномочий;

6. совершение юридических действий (лицензирование и т.п.);

7. проведение координации;

8. осуществление контроля;

9. осуществление надзора;

10. рассмотрение обращений граждан;

11. разрешение разногласий и споров;

12. действия в экстремальных ситуациях (чрезвычайное положение, аварии, технические катастрофы и др.).

Действие законодательства об административных процедурах может распространяться на отношения в сферах:

· регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

· лицензирования отдельных видов деятельности;

· предоставления земельных участков;

· обязательной сертификации продукции, работ и услуг;

· регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания;

· регистрации транспортных средств и др.

В государственных органах и организациях организуется прием заинтересованных лиц. График приема определяется руководителем государственного органа на основе требований законодательства о труде, иных актов с учетом количества и специфики заявлений граждан, осуществляемых административных процедур, иных обстоятельств и должен обеспечивать проведение приема граждан в удобное для них время. Прием осуществляется в порядке очередности. По решению руководителя государственного органа при необходимости осуществляется предварительная запись граждан на такой прием. Запрещается отмена приема граждан по причине временного отсутствия работника, осуществляющего такой прием.

В организациях, осуществляющих административные процедуры, в доступном для обозрения месте (на информационных стендах, табло и (или) иным способом)размещается информация, за исключением относящейся к государственным секретам, коммерческой или иной охраняемой законом тайне:

· о структуре государственного органа, его руководителе и заместителях руководителя;

· режиме работы и графике приема заинтересованных лиц;

· наименованиях административных процедур;

· перечнях документов и (или) сведений, представляемых гражданами, а при необходимости – о порядке их заполнения и представления;

· сроках осуществления административных процедур, сроках действия справок или других документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур, а также о размере платы, взимаемой при осуществлении административных процедур;

· местонахождении, номере служебного телефона, фамилии, собственном имени, отчестве, должности работника органа, осуществляющего прием;

· наименовании, месте нахождения и режиме работы вышестоящего по отношению к уполномоченному органу в соответствии с его подчиненностью (подотчетностью) государственного органа, иной организации.

На информационных табличках, размещаемых при входе в помещение, в котором проводится прием граждан, либо на рабочем месте или на одежде работника, осуществляющего прием, размещается информация о занимаемой должности, фамилии, имени, отчестве указанного работника.

По решению руководителя в этом органе могут создаваться справочно-информационные и (или) консультационные службы либо определяться работники, ответственные за справочно-информационное обслуживание или предварительное консультирование граждан.

Гражданин может участвовать в осуществлении административной процедуры лично и (или) через своих представителей, если иное не предусмотрено законодательными актами. Личное участие гражданина в осуществлении административной процедуры не лишает его права иметь представителей, равно как участие представителей не лишает заинтересованное лицо права на личное участие в осуществлении такой процедуры, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Юридическое лицо участвует в административной процедуре через свои органы или других представителей.

Читайте также:

Компетенция государственных органов

Виды мер административного принуждения

Административно-правовые отношения

Роль юридической службы в укреплении законности

Понятие и принципы административных процедур

Вернуться в оглавление: Административное право Беларусии


double arrow
Сейчас читают про: