Спрос и закон спроса на рынке. Факторы спроса

 Спрос – это количество товара или услуги, которое может быть куплено в определенном месте, по определенной цене, в определенное время. Закон спроса определяет: «при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены». Или: при низких ценах покупают больше.

Это происходит  по двум причинам: во-первых, при снижении цены увеличение числа покупок создает эффект дохода; во вторых, подешевевший товар покупать выгоднее, чем другой – это  эффект замещения.

Закон спроса не действует в трех случаях: при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен; при колебании цен на вещи, которые служат средством вложения денег   (валюта, золото, антиквариат);   при переключении спроса на высококачественные товары с ростом доходов.  

 
Действие закона спроса показывает кривая спроса (см. рис. 2):

Движение точки вдоль кривой спроса показывает изменение величины спроса. Изменение же самого спроса показывает смещение кривой (увеличение спроса – вправо, снижение – влево). Иногда может показаться, что закон спроса не действует: цена выросла, и спрос вырос – это создание иллюзии роста полезности, престижности товара. Это эффект Гиффена, названный по имени английского  экономиста  Роберта Гиффена  (1837-1910). Низший товар – для бедняков – называют товаром Гиффена.

Факторы спроса: цена товара; цена взаимозаменяемых товаров (субститутов) – выросла цена на импортное масло, спрос переключился на отечественное;  цена взаимодополняемых товаров (при повышении цены на пленку и печать спрос на фотоаппараты падает);   изменения в среде (в жару растет спрос на мороженое);   изменения в полезности товара;    величнна  доходов (первый закон Энгеля,  немецкого статистика  Х1Х века) звучит так: «с увеличением дохода удельный вес расходов на товары первой необходимости в общей сумме расходов уменьшается, а на роскошь увеличивается»; представления о будущей экономической ситуации (ожидание понижения или повышения цен),  имеются два парадокса закона спроса: первый – повышение цены может вызвать повышение спроса, потому что потребитель считает, что цена в ближайшем будущем вырастет еще больше, второй – снижение цены может вызвать падение спроса – зачем покупать сегодня то, что завтра будет стоить дешевле? Изменения вкусов, привычек, стиля жизни; величина накопленного имущества (богатство).

Все эти факторы можно смоделировать в одной формуле, которая называется функцией от переменных:

Qd = f(P… Pa…Pb…I…T…W),

где W – богатство,  I - доход,    Т- вкус.

Читайте также:

Цикличность развития рыночной экономики

Монополистическая конкуренция

Эластичность спроса

Спрос и предложение денег, уравнение обмена

Понятие и типы денежных систем

Вернуться в оглавление: Экономическая теория


double arrow
Сейчас читают про: