Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Загрузка...

Кейнсианская модель, ее достижения и недостатки

Если классический подход придавал приоритет росту совокупного предложения, то  кейнсианский подход исходил из приоритета совокупного спроса.
Дж.Кейнс рассуждал так. Рост занятости ведет к росту национального дохода (НД). Чем больше НД, тем  больше должен быть, казалось бы, и спрос. Но этого не происходит, так как с ростом НД все большая часть отправляется на сбережение, а, значит,  производство и занятость не растут. Получается «замкнутый круг» – рост занятости приводит к безработице. Дж.Кейнс делает вывод, что нужна политика, которая бы стимулировала эффективный спрос.

Кроме того, Дж. Кейнс отверг вывод классической модели о свободном ценообразовании как главном инструменте достижения рыночного равновесия и обвинил современное ценообразование в следующем: монополистические тенденции не позволяют ценам быть подлинно свободными, т.е. адекватно отражать динамику соотношения спроса и предложения; долговременные контракты между поставщиками и потребителями препятствуют оперативной реакции цены на изменение рыночной конъюнктуры; договоры между профсоюзами и предпринимателями мешают зарплате выполнять функции регулирующей цены на рынке труда.

В результате цены становятся малоподвижными и дезориентируют предпринимателей при решении вопроса об изменении объема производства.
На место цены Кейнс выдвинул «объем продажи» как показатель, выполняющий в условиях деформированной рыночной экономики функции, аналогичные функциям цены в свободной («классической») рыночной экономике.
Каковы же достижения кейнсианской модели?  Дж.Кейнс показал, что подчиняясь сигналу уменьшения объема продаж, сокращается объем производства, а значит растет безработица. Если объем продаж растет, то объем производства тоже растет, растет занятость, а значит и спрос, а вместе с ним цены и инфляция.

Таким образом, достижение равновесного состояния между совокупным спросом и совокупным предложением не означает достижения равновесия во всех сферах экономики. Оно совместимо с инфляцией, безработицей и падением производства.

Классики доказывали, что рынок обеспечивает полное использование ресурсов. Дж. Кейнс показывает, что это бывает не всегда, в частности безработица и есть неполное использование трудовых ресурсов.

Государство может расширить совокупный спрос тремя способами: увеличивая свои расходы (выплатой пенсий, пособий, стипендий, повышением минимума зарплаты); уменьшая налоги; снижая процентную ставку.

Эти меры называются «политикой экспансии». Дж.Кейнс показывает, что они вызывают «эффект мультипликатора» (множителя), так как приводят к многократному ускоренному расширению производства и росту занятости.

Противоположные меры принимаются, когда уровень производства, обеспечивающий полное использование ресурсов, находится выше равновесного уровня. Они называются «политикой сдерживания» (это экономия на трансфертных платежах и социальных программах, увеличение налогов и снижение процентной ставки).
Для прогнозирования масштабов мультипликационного эффекта Кейнс сравнивал выведенные им «среднюю склонность к потреблению» (это отношение величины потребительских расходов к уровню доходов) и «среднюю склонность к сбережению» (отношение величины сбережений к уровню дохода).
Недостатки кейнсианской модели заключались в следующем.    Кейнсианская модель не давала рецептов, как одновременно бороться и с инфляцией, и с безработицей. А сочетание того и другого, получившее название стагфляции,  как раз поразило современное общество.

Политика экспансии – выплаты денежных сумм населению – лишь на время увеличивает спрос. Но далее ведет к росту цен, инфляции, сокращению производства, потому что растут цены и на факторы производства. Производство сокращается, а, значит, растет безработица. В последние десятилетия именно так и происходило, поэтому на смену кейнсианству пришла новая теория  - «монетаризм». Ее лидером стал американский экономист Милтон Фридмен.





 

Читайте также:

Сущность, функции и формы кредита

Формы и методы регулирования экономики на макроуровне

Конкуренция и совершенный рынок

Спрос и закон спроса на рынке. Факторы спроса

Мультипликационное расширение банковских депозитов

Вернуться в оглавление: Экономическая теория

Просмотров: 5916

 
 

54.156.92.138 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.