Если классический подход придавал приоритет росту совокупного предложения, то кейнсианский подход исходил из приоритета совокупного спроса. Кроме того, Дж. Кейнс отверг вывод классической модели о свободном ценообразовании как главном инструменте достижения рыночного равновесия и обвинил современное ценообразование в следующем: монополистические тенденции не позволяют ценам быть подлинно свободными, т.е. адекватно отражать динамику соотношения спроса и предложения; долговременные контракты между поставщиками и потребителями препятствуют оперативной реакции цены на изменение рыночной конъюнктуры; договоры между профсоюзами и предпринимателями мешают зарплате выполнять функции регулирующей цены на рынке труда. В результате цены становятся малоподвижными и дезориентируют предпринимателей при решении вопроса об изменении объема производства. Таким образом, достижение равновесного состояния между совокупным спросом и совокупным предложением не означает достижения равновесия во всех сферах экономики. Оно совместимо с инфляцией, безработицей и падением производства. Классики доказывали, что рынок обеспечивает полное использование ресурсов. Дж. Кейнс показывает, что это бывает не всегда, в частности безработица и есть неполное использование трудовых ресурсов. Государство может расширить совокупный спрос тремя способами: увеличивая свои расходы (выплатой пенсий, пособий, стипендий, повышением минимума зарплаты); уменьшая налоги; снижая процентную ставку. Эти меры называются «политикой экспансии». Дж.Кейнс показывает, что они вызывают «эффект мультипликатора» (множителя), так как приводят к многократному ускоренному расширению производства и росту занятости. Противоположные меры принимаются, когда уровень производства, обеспечивающий полное использование ресурсов, находится выше равновесного уровня. Они называются «политикой сдерживания» (это экономия на трансфертных платежах и социальных программах, увеличение налогов и снижение процентной ставки). Политика экспансии – выплаты денежных сумм населению – лишь на время увеличивает спрос. Но далее ведет к росту цен, инфляции, сокращению производства, потому что растут цены и на факторы производства. Производство сокращается, а, значит, растет безработица. В последние десятилетия именно так и происходило, поэтому на смену кейнсианству пришла новая теория - «монетаризм». Ее лидером стал американский экономист Милтон Фридмен. |