Чтобы планы организации были реализованы, необходимо чтобы кто-то выполнял каждую из задач, которая вытекает из целей организации. Для этого руководство обязано найти эффективный способ сочетания ключевых переменных, характеризующих задачи и людей. Постановка целей и обеспечение их политикой, стратегией, процедурами и правилами способствует решению этой задачи. Организация – это процесс создания структуры предприятия, который дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей. Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Ответственность – это обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия.
Объём ответственности - одна из причин высоких окладов у менеджеров, особенно руководящих крупными организациями. Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент. Имеются 2 концепции процесса, с помощью которого могут передаваться полномочия:
Честер Бернард определил полномочия как “информацию (приказание), на основе которой участник организации направляет свои действия и определяет, что он обязан или не должен делать в рамках задач организации”. По его мнению, если подчиненный не принимает полномочий от руководителя, то передачи полномочий не происходит. Эта концепция признаёт существование такой власти, которая часто уменьшает возможности руководителей применять свои полномочия. Пределы полномочий Внутри организации существуют пределы полномочий. Эти пределы определяются политикой, правилами и должностными инструкциями. Лица, выходящие за эти пределы, превышают свои полномочия даже тогда, когда это необходимо для выполнения делегированных задач. Полномочия и власть Полномочия и власть часто путают друг с другом. Полномочия определяются как делегирование, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы организации. Власть – реальная способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Можно иметь власть, не имея полномочий. Существует 2 типа полномочий: линейные, аппаратные (штабные). 1. Линейные – полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. 2. Административный аппарат (штаб) – выполняет много функций. Учитывая эти функции, штабной аппарат можно классифицировать по трем типам:
Виды штабных полномочий
Принцип единоначалия и ограничение нормы управляемостиЧисло рабочих, подчиняющихся непосредственно руководителю, составляет его норму управляемости. Если норма управляемости не будет соответственным образом ограничена, может возникнуть путаница и перегрузка руководителя. Потенциальная возможность путаницы в полномочиях может быть уменьшена при помощи принципа единоначалия – работник должен получать непосредственно распоряжения только от одного начальника и отвечать только перед ним.
Препятствия к эффективному делегированиюУильям Ньюмен перечислил ряд причин, по которым руководители могут с неохотой делегировать полномочия, а подчиненные - уклоняться от дополнительной ответственности. 5 причин нежелания руководителей делегировать полномочия:
подчиненные избегает ответственности и блокирует процесс делегирования по 6 причинам:
Вывод. Эффективная реализация делегирования затрудняется из-за противодействия как руководителей, так и подчиненных.
Чтобы делегирование было действенным, необходимо соответствие между полномочиями и ответственностью, т.е. руководство должно делегировать работнику полномочия, достаточные для выполнения всех заданий, за которые он принял ответственность. Это известно как принцип соответствия. Работник может принять ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу делегированных ему полномочий. Во многих организациях четко выражено желание расширить ответственность подчиненных не подкрепляется системой стимулирования, которая обеспечивает им вознаграждение за принятие этого бремени. Эти вознаграждения могут выступать в любой форме: дополнительная оплата, повышение по службе, благодарность, более комфортабельные условия работы. Важно так же для высшего руководства создать систему стимулирования руководителей за успешное делегирование дополнительных полномочий в соответствии с целями организации. |