Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Загрузка...

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

4.1 . Внешнеэкономическая политика государства

Внешнеэкономическая политика государства – это целенаправленная деятельность государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей для укрепления своего потенциала (политического, экономического, военного, социального, экологического и т.п.) и эффективного участия в мировой экономике. Внешнеэкономическая политика государства во многом зависит от состояния его платёжного баланса. Структуру внешнеэкономической политики РФ можно представить следующим образом (рис.
4).

Внешнеэкономической политики РФ устанавливает и регулирует отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности, которая охватывает международный обмен товарами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

Порядок осуществления внешнеторговой деятельности российскими и иностранными лицами, их права, обязанности, ответственность регламентируются Законом РФ „О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”.

Внешнеторговая политика включает экспортную и импортную. Экспортная политика направлена на реализацию на мировом рынке конкурентоспособных российских товаров, услуг и стимулирование производства этих товаров. Для стимулирования экспортно-способных производств используются государственные заказы, бюджетное финансирование, кредиты, финансирование НИОКР и т.д. Импортная внешнеторговая политика направлена на регулирование ввоза в РФ иностранных товаров, услуг. Импортная внешнеторговая политика в своих действиях учитывает роль импорта в отечественной экономике. Импорт может рассматриваться как традиционный источник доходов государства, а также и как антимонопольный рычаг и конкурентообразующий элемент производства отечественного товара.

Внешнеинвестиционная политика представляет собой комплекс мер по привлечению и использованию иностранных инвестиций на территории РФ и регулированию вывоза российских инвестиций за рубеж.

Инвестиции – это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.

Главную роль в инвестициях играет капитал, т.е. деньги, предназначенные для извлечения дохода.

Капитал может прямо вкладываться в создание предприятия с целью получения прав на управление и прибыль (прямые инвестиции), может вкладываться в покупку ценных бумаг (портфельные инвестиции), может быть отдан в кредит под проценты (кредитный капитал).

Внешнеинвестиционная политика включает в себя политику импорта и экспорта российских инвестиций.

Политика импорта иностранных инвестиций в РФ направлена на решение нескольких задач:

- увеличение объёма отечественного производства товаров и услуг на уровне международных стандартов;

- привлечение в РФ передовой технологии, опыта, ноу-хау, и т.п.;

- увеличение занятости населения и сокращения на этой основе уровня безработицы;

- увеличение совокупного общественного продукта и национального дохода.

Политика экспорта российских инвестиций направлена на решение таких задач как:

- продвижение российских экспортных товаров (услуг) на зарубежные рынки;

- развитие зарубежного производства для извлечения прибыли и для обеспечения гарантированного снабжения российского рынка импортными товарами (полуфабрикаты, запчасти и др.);

- укрепление банковской сферы и повышение эффективности валютных операций.

Валютная политика представляет собой совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов в области валютных отношений, осуществляемых государствам и международными валютно-финансовыми организациями. На уровне государства – это политика по целенаправленному использованию валютных средств. Сферой действия валютной политики является непосредственно валютный рынок и рынок драгоценных металлов и камней. Задачей текущей валютной политики является обеспечение нормального функционирования государственной системы, поддержания равновесия платёжных балансов.

Текущая валютная политика подразделяется на дисконтную и девизную. Валютная дисконтная политика представляет собой систему экономических и организационных мер по использованию учётной ставки процента для регулирования движения инвестиций и сбалансирования платёжных обязательств, ориентированной корректировки валютного курса. Эта политика проявляется в воздействии на состояние денежного спроса, динамику и уровень цен, объём денежной массы, миграцию краткосрочных инвестиций. Валютная девизная политика – система регулирования валютного курса покупкой и продажей валюты с помощью валютной интервенции и валютных ограничений. Валютная интервенция – целевая операция ЦБ РФ по купле-продаже иностранной валюты для ограничения динамики курса национальной валюты определёнными пределами повышения, понижения. Валютные ограничения регламентируют операции с национальной и иностранной валютой, золотом и т.д. Основными методами долгосрочной валютной политики являются межгосударственные переговоры и соглашения, прежде всего в рамках МВФ.

Целями таможенной политики РФ являются:

- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ;

- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и стимулированию развития российской экономики

Основы таможенной политики РФ определены Таможенным кодексом РФ.

4.2 . Цели и основные направления внешнеторговой политики

Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основные цели внешнеторговой политики:

- изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;

- изменение объёма экспорта и импорта;

- обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьём, энергией и т.п.);

- изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Выделяют два основных направления внешнеторговой политики: политика свободной торговли (фритредерство) и протекционизм.

При политике свободной торговли государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, ограничиваясь деятельностью по заключению в подписании договоров с другими странами с целью обеспечения максимальной свободы рыночной деятельности своим хозяйствующим субъектам. При такой политике таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются торговые или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот. Принцип свободной торговли был официальной экономической политикой Англии в XIX в. Политику фритредерства может проводить страна с высокоэффективным национальным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдержать иностранную конкуренцию и активно внедряться на мировой рынок.

Протекционизм – политика направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. Протекционизм исключает свободное действие рыночных сил, т.к. предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран.

Слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как устранение иностранной конкуренции ослабляет заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.

В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии. Это означает стремление страны ограничить импорт только тем товаром, который в данной стране производится, просто не может. Экспорт же допускается в той мере, в какой он обеспечивает необходимый импорт.

В чистом виде автаркическая политика означает, что любой импорт должен быть заменён на отечественную продукцию. Однако не всегда замещение отдельными странами импорта отечественной продукцией можно характеризовать, как автаркическую политику. Иначе любое стремление отойти от МРТ следовало бы расценивать как автаркическую политику. Оценка данного процесса в динамике позволяет предположить, что развитие импортозамещающего производства может привести к значительной эффективности в будущем.

Политика автаркии, как и политика свободной торговли, в чистом виде не существует. Могут одновременно иметь место обе тенденции – политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции.

Политика протекционизма проводится как через непосредственное воздействие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т.д.), так и другие ограничения по стоимости и (или) количеству поступающего товара (лицензии, „добровольные ограничения” экспорта и т.д.).

Основным средством протекционизма являются таможенные тарифы.

4.3 . Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли

Таможенный тариф – это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Таможенная пошлина – налог на импорт или экспорт, налагаемый на товар в момент пересечения им таможенной границы государства.

Таможенные пошлины служат следующим целям:

- получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран),

- регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств);

- защита национальных производителей.

Рассмотрим механизм действия таможенной пошлины (рис. 5), положив в основу рассуждений следующие условия: пошлина (налог), взимаемый с товара, пересекающего национальную границу; вкусы, доходы и привычки потребителей не меняются; не учитываются технологические нововведения; не принимаются во внимание тарифы на сырьё, используемое для производства товара; не учитываются транспортные расходы; иностранный поставщик готов поставлять любые количества товара по данной цене, то есть полностью удовлетворять потребности данной страны.

Линия DD1 обозначает изменение величины потребления товара в зависимости от цены. Линия SS1 показывает количество, производимых национальной промышленностью товаров, изменяющееся в зависимости от цены. Q4 – общее количество потребляемого товара. При цене Р1 на долю местного производителя будет приходиться величина Q1, в то время как на долю иностранного поставщика – величина Q4Q1.

Введём импортный налог, повышающий цену товара до уровня Р2. В этом случае общее количество уменьшившегося потребления будет определяться величиной Q4Q3. В то же время национальные производители увеличат объём производства на величину Q2Q1. Потери для иностранных поставщиков составят сумму отрезков Q2Q1 + Q4Q3.

Четырёхугольник „а” обозначает дополнительные прибыли Р, полученные национальными производителями. Треугольник „d” показывает потери для потребителя, возникающие в связи с уходом с рынка части иностранных производителей. Прямоугольник „с” - доход государства от налогов. Треугольник „b” показывает потери общества, возникающие в связи с тем, что в производство вовлекаются новые менее эффективные факторы производства, использование которых стало возможным благодаря протекционистской политике правительства.

Таким образом, импортный налог (пошлина) с одной стороны сокращает внутреннее потребление, а с другой – защищает национальных товаропроизводителей и приносит доход в государственный бюджет.

Поставщик после введения импортной пошлины, опасаясь потерять экспортный рынок, может пойти на снижение цены, превышающее величину вводимого налога, сохраняя таким образом большую часть рынка. Такое явление называется „парадоксом Мецлера” (рис. 6).

Линия WWS обозначает динамику предложения товара на мировом рынке до момента введения налога на импорт. WWSn отражает тенденцию предложения товара на рынке в случае, когда поставщики, опасаясь потерять рынки, снизили цену на величину Р1Р3, превышающую величину налога. WWSn+Т – предложение товара на рынке после установления налога на импорт.

Параметры Q1, Q2, Q3 показывают соответственно количества проибретаемого товара, а линия DD1 – потребность в импортном товаре, изменяющуюся в зависимости от цены.

В качестве примера „парадокса Мецлера” могут служить поставки какао из Ганы в 1960 г и масла из Новой Зеландии в начале 70 - х гг в Великобританию. В ответ на увеличение вводимых пошлин со стороны Великобритании новозеландские поставщики резко снизили цены.

Применяемые таможенные пошлины отличаются многообразием форм, в которых они выступают.

Так, по направлению движения товара выделяют: импортные, экспортные и транзитные пошлины. Импортные пошлины – накладываются на импортируемый товар. Встречаются наиболее часто. Служат целям защиты национального производства, уровня внутренних цен, определённым политическим интересам (это основной инструмент национального протекционизма). Экспортные пошлины – накладываются на экспортируемый товар. Применяются гораздо реже. Препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки (например, в случае ненедостатка их на внутреннем рынке). Транзитные пошлины – накладываются на товар, проходящий транзитом. Что касается России, то последние изменения таможенного законодательства свидетельствуют, что увеличивается роль импортных российских пошлин как фискального средства (средства обеспечения налоговых поступлений). Экспортные пошлины, в развитых странах практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование. Транзитные таможенные пошлины сдерживают товарные потоки. Рассматриваются, таким образом, как крайне не желательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей и сейчас практически не применяются.

По способу установления таможенные пошлины бывают: адволорные, специфические и комбинированные. Адволорная пошлина устанавливается в виде процента от таможенной стоимости товара. Такая пошлина динамично реагирует на изменение цен, оставляя уровень защиты неизменным. Сейчас на долю адволорных пошлин приходится 70 – 80 % всех таможенных пошлин. Специфическая таможенная пошлина устанавливается в виде фиксированной суммы от единицы измерения товара: веса, объёма и т.д. (например, 1 долл. с каждого центнера пшеницы). Комбинированные пошлины сочетают оба способа установления (например, 0,5 долл. с каждого центнера плюс 10 % от стоимости товара).

Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях, то есть являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или, наконец, не иметь ни каких специальных соглашений в сфере торговли. В зависимости от этого пошлины бывают соответственно преференциальные (особо льготные), договорные или иначе конвенциональные (минимальные) и генеральные (автономные), то есть максимальные. Ставки преференциальных таможенных пошлин устанавливаются на уровне ниже максимального и зачастую равны нулю, т.е. товар ввозится беспошлинно. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные союзы, экономические союзы и т.д. Договор, в котором принимается решение о предоставлении договорных или минимальных пошлин, называется договором о „режиме наибольшего благоприятствования” (РНБ) и формирует обязательство подписавших его сторон не взимать с импортируемых товаров пошлины, превышающие по размерам величину пошлин, взимаемых с товаров любых третьих стран. Такое положение называют режимом недискриминации. Генеральные (максимальные) пошлины в 2-3 раза выше всех остальных и её применение фактически дискредитирует товары, ввозимые из конкретной страны. Примером использования генеральных (автономных) пошлин может быть их взимание при вывозе товаров из СССР в США в период холодной войны.

Различают также пошлины, являющиеся реакцией на определённые действия партнёра: компенсационные и антидемпинговые. Их задачей является не пропускать на национальный рынок товары, не желательные по политическим или экономическим причинам. Компенсационные пошлины являются реакцией на субсидии экспортёрам в другие страны. Антидемпинговые устанавливаются с целью противодействия демпингу. Международные организации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже цены на мировом или внутреннем рынке. По характеру демпинг может быть подразделён на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный). Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счёт низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разорённых конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путём его распродажи на внешнем рынке по низким ценам. Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг. При принятии решения о введении антидемпинговых пошлин страны учитывают, прежде всего, нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом товара. Рекордным по числу введённых против России санкций стал 1994 г. Введённые санкции фактически закрыли доступ на европейский рынок многим российским товарам. Так на ферросилиций антидемпинговая пошлина составила 74%. Если для России обвинения в демпинге касаются, как правило, экспорта сырья, то в отношении ряда развитых и развивающихся стран (Японии, Тайваня, Гонконга и т.д.) суды Западной Европы и США рассматривают дела о массовых дешевых поставках потребительских товаров (автомобилей, бытовой электроники, часов и т.д.)

В настоящее время все страны имеют многоколонные тарифы, устанавливающие для каждой группы товаров две или большее количество ставок. В таком тарифе наибольшей является генеральная или автономная пошлина. Она налагается на товары, импортируемые из тех стран, с которыми нет торговых договоров или соглашений. Таможенные тарифы распределяют товары по производственному признаку, то есть товары, относящиеся к одинаковым производствам, объединены в группы.

Уровень действительной (или эффективной) таможенной защиты (уровень эффективного протекционизма) определяют по формуле:

,

где t – номинальный уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта; a1 – доля стоимости импортируемого сырья в цене конечного продукта в условиях отсутствия налога на импорт; t1 – номинальный тариф на импортное сырьё.

Таможенные тарифы промышленно развитых стран строятся так, чтобы уровень налогообложения увеличивался одновременно с увеличением степени обработки товара. Например, если таможенная пошлина на импорт необработанного хлопка отсутствует, то есть равна нулю, то для хлопчатобумажной пряжи она увеличивается до 7 – 9 %, а для изделий уже может достигать 20 %.





 

Читайте также:

ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА И МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Сущность и формы движения капитала

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) - ВТО

Вопросы для самопроверки

Вернуться в оглавление: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Просмотров: 3871

 
 

54.156.92.138 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.