Правовые основы обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний заложены Конституцией Российской Федерации и Трудовым Кодексом Российской Федерации и также более детально установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», вступившим в силу 6 января 2000 года. Этот закон не рассматривает «работника» или «несчастный случай на производстве» или «профессиональное заболевание» непосредственно, а пользуется новыми специальными для этой сферы деятельности понятиями «застрахованный», «страховой случай» и т.п. Застрахованный – это с одной стороны, физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с положениями пункта 1 статьи 5 Федерального закона №125-ФЗ, а с другой стороны – физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности. Согласно п. 1 ст. 5 «Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, а, следовательно, являются застрахованными:
Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Тогда они тоже будут называться застрахованными. Заметим, что действие рассматриваемого Федерального закона распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. При этом Федеральный закон №125-ФЗ не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию, осуществляемое в соответствии с этим Федеральным законом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации и граждане, нанимающие работников, вправе помимо обязательного социального страхования, предусмотренного данным Федеральным законом, осуществлять за счет собственных средств иные виды страхования работников, предусмотренные законодательством Российской Федерации. В соответствии с законом все застрахованные при наступлении с ними страхового случая имеют право на обеспечение по данному виду страхования. Обеспечение по страхованию – страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая, жизни и здоровью застрахованного в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному, или лицам, имеющим на это право в соответствии с данным Федеральным законом. Для целей социального страхования профессиональных рисков страховой случай – подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. При этом несчастный случай на производстве – событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных данным Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть. Профессиональное заболевание – хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности. Напомним, что профессиональная трудоспособность – способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества, а степень утраты профессиональной трудоспособности – выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять ту профессиональную деятельность, которой он занимался до наступления страхового случая. Подчеркнем, что право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.
В случае смерти застрахованного один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение страховых выплат после окончания ухода за этими лицами. Иждивенство несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств. Страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются:
Также право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, в том случае, когда часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию. Лица, чье право на получение возмещения вреда ранее было установлено в соответствии с законодательством СССР или законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, получают право на обеспечение по страхованию со дня вступления в силу Федерального закона № 125-ФЗ. Важно подчеркнуть, что определение потери трудоспособности связано с проведением медико-социальной экспертизы. Для этого ст. 13 «Освидетельствование, переосвидетельствование застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы» Федерального закона № 125-ФЗ установила, что освидетельствование застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы производится по обращению страховщика, страхователя или застрахованного либо по определению судьи (суда) при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании. Переосвидетельствование застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы производится в установленные этим учреждением сроки. Переосвидетельствование застрахованного может производиться досрочно по заявлению застрахованного либо по обращению страховщика или страхователя. В случае несогласия застрахованного, страховщика, страхователя с заключением учреждения медико-социальной экспертизы указанное заключение может быть обжаловано застрахованным, страховщиком, страхователем в суд. Уклонение застрахованного без уважительной причины от переосвидетельствования в установленные учреждением медико-социальной экспертизы сроки влечет утрату права на обеспечение по страхованию до прохождения им указанного переосвидетельствования. Более того, законодатель разумно предположил, что во многих случаях основная доля вины за происшедшее лежит на пострадавшем. Поэтому ст. 14 «Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат» Федерального закона № 125-ФЗ гласит следующее. Если при расследовании страхового случая комиссией по расследованию страхового случая установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25 процентов. Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию страхового случая в процентах и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании. При определении степени вины застрахованного рассматривается заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа. Размер ежемесячных страховых выплат, предусмотренных Федеральным законом № 125-ФЗ, не может быть уменьшен в случае смерти застрахованного. При наступлении страховых случаев, подтвержденных в установленном порядке, отказ в возмещении вреда не допускается.
Права, обязанности и ответственность субъектов страхованияНапомним, что под термином субъект страхования понимают страховщика, страхователя и застрахованного. Права и обязанности застрахованного установлены ст. 16 Федерального закона № 125-ФЗ. Согласно ей застрахованный имеет право на: 1) обеспечение по страхованию в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом; Застрахованный обязан: 1) соблюдать правила по охране труда и инструкции по охране труда; Права и обязанности страхователя установлены ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ. Согласно ей страхователь имеет право: 1) участвовать в установлении ему надбавок и скидок к страховому тарифу; Права и обязанности страховщика установлены ст. 18 Федерального закона № 125-ФЗ. Согласно статьи страховщик имеет право: 1) устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу; Ответственность субъектов страхования установлена в ст. 19 Федерального закона №125-ФЗ. Страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным. Нарушение установленного ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ срока регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. Нарушение установленного ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ срока регистрации в качестве страхователя у страховщика более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. Осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 тысяч рублей. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний – в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года – в размере пяти тысяч рублей. Суммы произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов либо не подтвержденных документами в установленном порядке расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, а также на оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, в счет уплаты страховых взносов не засчитываются. Страхователь несет ответственность за достоверность представляемых страховщику сведений, необходимых для назначения застрахованным обеспечения по страхованию. В случае недостоверности указанных страхователем сведений излишне понесенные расходы на обеспечение по страхованию в счет уплаты страховых взносов не засчитываются. Привлечение к административной ответственности за нарушения требований настоящего Федерального закона осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Страховщик несет ответственность за осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правильность и своевременность обеспечения по страхованию застрахованных и лиц, имеющих право на получение страховых выплат в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованный и лица, которым предоставлено право на получение страховых выплат, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и своевременность представления ими страховщику сведений о наступлении обстоятельств, влекущих изменение обеспечения по страхованию, включая изменение размера страховых выплат или прекращение таких выплат. В случае сокрытия или недостоверности указанных ими сведений, необходимых для подтверждения права на получение обеспечения по страхованию, застрахованный и лица, которым предоставлено право на получение страховых выплат, обязаны возместить страховщику излишне понесенные им расходы добровольно или на основании решения суда.
Средства на осуществление страхования от профессиональных рисковВажнейшей процедурой осуществления обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является устанавливаемое ст. 20 Федерального закона №125-ФЗ формирование средств. Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет: 1) обязательных страховых взносов страхователей; Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражаются в доходной и расходной частях бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемого Федеральным законом, отдельными строками. Указанные средства являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат. Поясним, что страховой взнос – обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа и скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. Страховой тариф – ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных. Важнейший для страхователя вопрос – размер страхового тарифа. Он определен статьей 21 Федерального закона №125-ФЗ. Установлено, что страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются Федеральным законом. Проект такого Федерального закона ежегодно вносится Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Указанные скидки и надбавки устанавливаются страховщиком в пределах страховых взносов, установленных соответствующим разделом доходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемого Федеральным законом. Страховые взносы, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо включаются в смету расходов на содержание страхователя. Надбавки к страховым тарифам и штрафы, предусмотренные ст. 15 и 19 Федерального закона № 125-ФЗ, уплачиваются страхователем из суммы прибыли, находящейся в его распоряжении, либо из сметы расходов на содержание страхователя, а при отсутствии прибыли относятся на себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Законодатель установил, что в случае реорганизации страхователя – юридического лица его обязанности, установленные Федеральным законом №125-ФЗ, включая обязанность по уплате страховых взносов, переходят к его правопреемнику. При ликвидации страхователя – юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В состав ликвидационной комиссии может включаться представитель страховщика. Статья 24 Федерального закона №125-ФЗ установила порядок учета и отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Страхователи в установленном порядке осуществляют учет случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний застрахованных и связанного с ними обеспечения по страхованию, ведут государственную ежеквартальную статистическую, а также бухгалтерскую отчетность. Страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной страховщиком. Государственная ежеквартальная статистическая отчетность страхователей о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и связанных с этим материальных затратах представляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Страхователь и его должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за непредставление или недостоверность статистической, а также бухгалтерской отчетности. Напомним, что суть социального страхования профессиональных рисков – в одновременном решении трех важных социально-экономических проблем, возникающих при причинении вреда жизни, здоровью и трудоспособности работника в процессе его трудовой деятельности у работодателя. Во-первых, необходимо «компенсировать» причиненный вред, т.е. обеспечить пострадавшему (и/или членам его семьи) достаточный уровень и качество жизни. Во-вторых, необходимо защитить интересы общества в лице государства от последствий такого вреда как в виде государственного регулирования профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, так и в виде возложения всех расходов на профилактику и на возмещение вреда на работодателя – организатора производства. В-третьих, необходимо защитить интересы работодателя от «внезапно» наступивших и непосильных для него длительных и масштабных платежей, направленных на возмещение последствий несчастного случая и/или профессионального заболевания. Подчеркнем, что обязательным социальным страхованием от риска производственных травм (несчастных случаев на производстве) и профессиональных заболеваний все эти проблемы решаются одновременно. Однако, чтобы такое решение было высокоэффективным и взаимоприемлемым, необходимы специальные механизмы страхования. В разных странах эти механизмы различны. В нашей стране за основу взята германская модель страхования как наиболее удобная для начального периода «эпохи социального страхования», – абсолютно нового дела для нашей страны. При этом законодатель стремился, с одной стороны (первая основная задача), безусловно обеспечить высокую степень социальной защищенности пострадавших на производстве, законные интересы и естественные права которых зачастую грубо попираются, а с другой стороны (вторая основная задача), надежно обеспечить высокую степень экономической заинтересованности работодателя в обеспечении безопасных условий труда работников. Первая задача решена условием обязательности страхования работодателем работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, гарантированности возмещения вреда работнику либо членам его семьи страховщиком вне зависимости от воли и финансового положения работодателя, достаточности уровней страховых тарифов. Решение второй задачи возложено на предусмотренный Федеральным законом № 125-ФЗ механизм двухэтапного дифференцирования страховых тарифов. Первый этап дифференцирования страховых тарифов заключается в установлении различных страховых тарифов для различных классов профессионального риска. Установление таких тарифов базируется на идее различного уровня риска в различных отраслях производства и «коллективной ответственности» всех предприятий отрасли (подотрасли). При этом сначала осуществляется отнесение отраслей (подотраслей) экономики к установленным классам профессионального риска, а затем и организаций-страхователей – к этим отраслям (подотраслям). Второй этап дифференцирования страховых тарифов заключается в установлении страховщиком ежегодной скидки или надбавки к страховому тарифу, размер которых устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию. При этом размер скидок и надбавок не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (подотрасли) экономики. Дело в том, что классы профессионального риска, дифференцируя страховые взносы (соответствующие тарифу) по отраслевому (подотраслевому) принципу и обобщая в этих границах экономические показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, не учитывают многие важные характеристики организации охраны труда у конкретных страхователей, например, такие, как последствия и частота случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Установление скидок и надбавок повышает эффективность профилактических мероприятий, проводимых конкретным страхователем, непосредственно влияет на конечный размер страховых взносов. Тем самым такое установление является полезным инструментом усиления экономических стимулов для работодателя-страхователя по более тщательной организации работы по охране труда, детальному планированию и осуществлению необходимых и достаточных профилактических мер по предотвращению случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Рассмотрим это более детально.
Определение размера страховых тарифовЕжегодно на один год для страхователей устанавливают страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях – к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по 32 классам профессионального риска в пределах от I класса профессионального риска – 0,2 до XXXII класса профессионального риска – 8,5.
Определение скидок и надбавок к тарифамПостановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2001 г. № 652 были утверждены «Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которые используют отраслевой подход. В соответствии с этими Правилами размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком по утвержденной «Методике расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Основная идея этой методики состоит в сравнении трех наиболее важных основных показателей (с позиции страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний) страхователя со среднеотраслевыми значениями. При этом периодом, за который берутся эти показатели, является предшествующий календарный год. Если в среднем эти показатели больше/меньше отраслевых, то пропорционально превышению/снижению, но не более 40% страхового тарифа, установленного страхователю, начисляется надбавка/скидка. При этом размер скидки равен нулю, если у страхователя по состоянию на конец предшествующего календарного года уровень проведения аттестации рабочих мест по условиям труда меньше 0,3 или уровень проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров меньше 0,9. Практика показала, что это резко активизировало работу по аттестации рабочих мест. В качестве трех показателей состояния дела у страхователя выбрано:
В условиях, когда скидки устанавливаются в заявительном порядке и подавляющее большинство страхователей (около 70%) никогда не имели страховых случаев, количество скидок при соответствующем обращении страхователей существенно (в несколько раз) может превысить количество надбавок. Следовательно, при большом числе заявлений от страхователей на установление скидок, размер последних может оказаться много ниже, чем их ожидаемые (рассчитываемые страхователями) размеры. Федеральным законом от 24 июля1998 г. № 125-ФЗ и Правилами определено, что скидки и надбавки устанавливаются Фондом на текущий календарный год в пределах страховых взносов, предусмотренных соответствующим разделом доходной части бюджета Фонда, утверждаемого Федеральным законом. Это положение означает, что суммы скидок и надбавок, установленные всем страхователям, должны быть равны между собой. В заявлении страхователь указывает просьбу об установлении ему скидки. Размер скидки в заявлении не указывается. Условиями рассмотрения Фондом заявления страхователя о предоставлении скидки являются: осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности с момента его государственной регистрации в течение не менее 3 лет; своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов; отсутствие задолженности по страховым взносам. Заметим, что если у страхователя по состоянию на конец предшествующего календарного года уровень проведения аттестации рабочих мест по условиям труда меньше 0,3 или уровень проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров меньше 0,9, один из коэффициентов будет равен нулю, и, следовательно, скидка также будет равняться нулю. Поэтому страхователям, у которых медицинские осмотры и аттестация рабочих мест не проведены или проведены недостаточно, обращаться за получением скидки не имеет смысла. В заявлении размер скидки не указывается, и, соответственно, к заявлению не прикладывается расчет (обоснование) размера скидки в связи с тем, что рассчитывает размер скидки ФСС РФ (п. 3 Правил). К тому же страхователь без получения ряда сведений от ФСС РФ самостоятельно размер скидки просчитать не сможет. Страхователь не обладает сведениями о производимых ФСС РФ суммах страховых выплат и оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Эти сведения необходимы для расчета одного из основных показателей, используемых для установления скидки и надбавки, а именно показателя «астр», т.е. отношения суммы обеспечения по страхованию (включая суммы выплат пособий по временной нетрудоспособности, страховых выплат и оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, произведенные суммарно страхователем и ФСС РФ) в связи со всеми страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов. ФСС РФ после получения соответствующего заявления от страхователя на основании отчетных данных, полученных из его расчетной ведомости по средствам ФСС РФ (форма 4-ФСС РФ) за предшествующий календарный год, его сведений о страховых случаях за предшествующий календарный год и данных личных (учетных) дел пострадавших, перед которыми страхователь несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, рассчитывает значения трех основных показателей, используемых для установления скидок и надбавок (астр, bстр, сстр), а затем и скидку по формуле, указанной в п. 12 Методики. При установлении скидки и надбавки в случае необходимости ФСС РФ также использует сведения о страховых случаях, полученные от органов федеральной инспекции труда и иных, специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности. Все действия по расчету основных показателей и расчету скидки ФСС РФ обязан совершить в течение одного месяца начиная с даты регистрации заявления страхователя. На заявлении ставится дата его приема, подпись должностного лица, принявшего заявление, указывается Ф.И.О. этого должностного лица и ставится штамп исполнительного органа ФСС РФ. По желанию страхователя исполнительный орган ФСС РФ может поставить аналогичную отметку о регистрации на копии заявления страхователя. Уведомление о любом решении ФСС РФ об установлении надбавки, отказе в установлении скидки или об установлении скидки направляется (вручается) страхователю в 10-дневный срок со дня его принятия. В решении ФСС РФ об отказе в установлении скидки должны быть указаны аргументированные основания отказа. Решения об установлении скидок и надбавок оформляются приказами ФСС РФ. Исполнительный орган ФСС РФ после установления скидки и надбавки направляет страхователю в вышеуказанный 10-дневный срок «Уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» с указанием в нем месяца изменения размера страховых взносов. При установлении надбавки указывается месяц, следующий за месяцем установления указанной надбавки ФСС РФ, а при установлении скидки – с начала текущего года. Скидки и надбавки устанавливаются ФСС РФ только на текущий год. Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ п. 1 и 2 и п. 1 ст. 17 страхователю предоставлено право участвовать в установлении ему надбавок и скидок, а также требовать участия органа исполнительной власти по труду в проверке правильности установления ему надбавок и скидок. Поэтому предусмотрено, что разногласия, возникающие между ФСС РФ и страхователем по вопросам размера скидки или надбавки, установленной страхователю, рассматриваются согласительной комиссией, состоящей из представителей сторон, или в судебном порядке. Показатель «а» – отношение суммы обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – обеспечение по страхованию) в связи со всеми страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страховые взносы). Показатель «а» рассчитывается по следующей формуле: а = О/V, где О – сумма обеспечения по страхованию, в которую включаются суммы выплат пособий по временной нетрудоспособности, страховых выплат и оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию за предшествующий календарный год, произведенные суммарно страхователем и Фондом в связи со страховыми случаями, произошедшими за весь период осуществления страхователем финансово-хозяйственной деятельности, рублей, Показатель «b» – количество страховых случаев на тысячу работающих. Страхователю, у которого 0 < Р < 40%, устанавливается надбавка к страховому тарифу в размере полученного по формуле (1) значения (с учетом округления). Страхователю, у которого Р ³ 40%, надбавка устанавливает в размере 40 процентов. Расчет скидок (С) производится по каждому страхователю, заявление которого принято Фондом к рассмотрению, по следующей формуле: Страхователю, у которого 0 < С < 40%, скидка к страховому тарифу устанавливается в размере полученного по формуле (2) значения (с учетом округления). Страхователю, у которого С ³ 40%, скидка устанавливается в размере 40%.
Частичное использование страхователями страховых взносов на профилактику страховых случаевЕжегодно в соответствии с принимаемым на каждый год Федеральным законом «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на «такой-то» год» Правительство Российской Федерации утверждает Положение о финансировании в «таком-то» году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и поручает Минздравсоцразвития России разработать и утвердить перечень предупредительных мер на «такой-то» год по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, частично финансируемых за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фондом социального страхования РФ. Данное Положение определяет порядок и условия частичного финансирования в наступившем году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных страхователями Фонду социального страхования Российской Федерации за предыдущий год. Фонд социального страхования Российской Федерации вправе принять решение об отказе в финансировании предупредительных мер при наличии у страхователя задолженности по уплате страховых взносов или отсутствии документов, обосновывающих необходимость частичного финансирования предусмотренных страхователем предупредительных мер. Страхователь ведет учет средств, направляемых на финансирование предупредительных мер, и ежеквартально представляет в Фонд социального страхования Российской Федерации отчет об их использовании (по утвержденной форме). Контроль за целевым использованием страхователем средств на проведение предупредительных мер осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации. Общественный контроль за использованием страхователем указанных средств осуществляется представителями профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов. Расходы, произведенные страхователем при отсутствии решения Фонда социального страхования Российской Федерации или в нарушение такого решения, а также не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не засчитываются Фондом социального страхования Российской Федерации в счет уплаты страховых взносов. Споры по вопросам частичного использования страховых взносов на финансирование предупредительных мер разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обеспечение по страхованиюНапомним, что обеспечение по страхованию – страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ. Виды обеспечения по страхованию установлены в ст. 8 Федерального закона № 125-ФЗ. Обеспечение по страхованию осуществляется:
При этом оплата дополнительных расходов за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации. Если застрахованный одновременно имеет право на бесплатное или льготное получение одних и тех же видов помощи, обеспечения или ухода в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, ему предоставляется право выбора соответствующего вида помощи, обеспечения или ухода по одному основанию. Возмещение застрахованному утраченного заработка в части оплаты труда по гражданско-правовому договору, в соответствии с которым не предусмотрена обязанность уплаты работодателем страховых взносов страховщику, а также в части выплаты авторского гонорара, на который не начислены страховые взносы, осуществляется причинителем вреда. Возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда в общем порядке гражданского права. |