Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации


Акцентуация характера и неврозы

Характер - это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера - это черты личности, но не все черты личности - черты характера. Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых,  существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении к себе, к другим людям и к порученному делу, в характере отражаются основные волевые качества.

Какова связь  темперамента с характером?  Характер человека - это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами.  Правдивыми, добрыми, тактичными или,  наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику,  чем холерику; доброту, отзывчивость - меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику.

Известный немецкий психиатр К. Леонгард считает, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера - преувеличенное развитие - отдельных свойств характера в ущерб другим. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться,  нет ли болезни - психопатии. Психопатия - болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Леонград выделяет 12 типов акцентуации: гипертимический (гиперактивный), дистемический (грустный), циклоидный (циклический), эмотивный (эмоциональный), демонстративныйвозбудимый, застревающий, педантичный, тревожный (психастенический), экзальтированный (лабильный), интровертированный (шизоидный, аутистический), экстравертированный (конформный). Каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам, при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам,  к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе.  Каждый из нас,  намеренно или сам того не осознавая, нередко  сравнивает  себя  с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе,  т.е.  формирует  "набор  самооценок",  от которого зависит: скромны мы или высокомерны,  требовательны к себе или  самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.

У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод,  что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т.е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение - один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя:  "Ничего страшного,  ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно", т.е. срабатывает психологическая защита и человек успокаивается. У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней. Люди с истерическими проявлениями высказывают такие суждения:  "Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной".
Человек, считающий  себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно - ведь мысль "видите, какой я умный", подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим. А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым.

Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем,  несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами  акцентуации  характера,  создают  пониженный фон, настроения, закрепляют "комплекс неполноценности". Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание,  проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.
Как обычно человек  реагирует  на попытки окружающих снизить его самооценку упреками,  критикой?  Понятно, что удовольствия при этом он не испытывает, но эмоции его зависят от того,  кто критикует, за что критикует,  с какой целью и главное, насколько высказанная оценка случившегося расходится с собственной. Редко обижаются на критику со стороны людей, мнением которых очень дорожат (их замечания не для  того, чтобы унизить, а чтобы помочь). Подчас не принимают во внимание упреки со стороны случайных посторонних людей.  Но у  каждого  есть  какие-то особенно уязвимые стороны,  критика которых вызывает резкие негативные эмоции.

Как реагирует  человек  на попытки окружающих завысить его самооценку лестью, комплиментами, похвалой? Многие чувствуют себя неуютно, сталкиваясь с человеком,  источающим непрерывные восторги в их честь. Поэтому неудивительна настороженность и негативизм, с которым встречают хвалебный поток, особенно со стороны неспециалиста или малознакомого человека. Лесть - это явно преувеличенная похвала, произносимая с целью завоевать чье-либо расположение. Если она усваивается тем, кому адресуется, то наносит ему вред - делает его надменным, самодовольным и самоуспокоенным, а в последующем закономерно рождает  неприязнь и насмешки окружающих.

Комплимент в отличие от лести не  преследует  выгоду  и  является следствием  искреннего сиюминутного восторга или привычной вежливости. Своевременно сказанный комплимент, хоть и ненадолго, но повышает настроение человека.

Заслуженная похвала поддерживает  и  адекватно  повышает  уровень притязаний человека и тем самым побуждает его браться за более трудные задачи - вот в чем польза похвалы. Она произносится и реже, и убежденнее, без патетических восторгов, а если к тому же исходит от человека, чьим мнением дорожат, то доставляет удовольствие.

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной, либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь,  будет влиять на уровень притязаний личности, который  характеризует  степень трудности целей,  к которым, стремится человек. Уровень притязаний - уровень трудности задания, который  человек  обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязания оказывает влияние динамика неудач и удач, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязания может быть адекватным либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний. Заниженный уровень притязаний - человек выбирает слишком  простые, легкие цели возможен при низкой самооценке,  но возможен и при высокой самооценке - человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы не "перетруждаться", "не высовываться". Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, может  приводить  к частым неудачам, к разочарованию.

Психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение, заниженный уровень социальных притязаний человека,  побуждающий его уклоняться от всякой деятельности, отказываться  от достижения поставленных целей.

Самоуважение - обобщенное отношение личности к самой себе,  прямо пропорционально количеству достигнутых успехов  и  обратно  пропорционально уровню притязаний, т.е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтоб он мог себя уважать.

Низкое самоуважение означает  острую  неудовлетворенность собой, отрицательную оценку своей личности,  склонность к неврозу, депрессии, когда признание и гипертрофия собственных недостатков служа не стартовой площадкой для их преодоления, а средством отказа от деятельности.

Но неудовлетворенность  и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении - у  интеллектуально развитых и творческих  людей  остро осознается расхождение между теми свойствами, которые есть, и теми, которыми бы он хотел обладать. Отсюда недовольство собой, которое побуждает человека ставить себе более сложные задачи,  стремиться к усовершенствованию, к самоактуализации. Если человек выдвигает нереалистические притязания, он сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели,  терпит неудачи, испытывает фрустрацию.

Фрустрации - специфические эмоциональные состояния человека, возникающие в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели.  Фрустрация проявляется как  агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других (агрессивная), либо на себя(регрессивная). Часто  повторяющиеся  состояния  фрустрации  могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность - у одних; вялость, неверие в себя, "комплекс  неполноценности"  -  у других.  Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то формируется невроз - болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека и действительности, которая их не удовлетворяет.

Невроз - приобретенное функциональное заболевание нервной системы, при котором происходит "срыв" деятельности  головного  мозга  без  каких-либо  признаков  его  анатомического повреждения.  Невроз является следствием,  неудач, фрустраций и межличностных столкновений и в то же время  нередко  служит их причиной. Так что получается порочный круг: конфликты приводят к невротизации, а она, в свою очередь, провоцирует новые конфликты. Кратковременные невротические состояния,  проходящие со временем сами собой, без лечения, наблюдаются в тот или иной период жизни практически у любого человека. А более глубокие нарушения, требующие врачебного вмешательства, отмечаются примерно у 30% населения, причем этот показатель быстро растет во всех развитых странах. Например,  в США, Англии каждый четвертый человек, находящийся на лечении в стационаре, - больной неврозом.  Исследования врачей показали, что до 35% студентов страдают неврозом.

Причиной заболевания являются длительные, а порой и кратковременные, но сильные переживания (психотравмы).  По данным врачей, у 77% взрослых больных к неврозу привели семейно-бытовые конфликты; плохие взаимоотношения  супругов (25%),  смерть и тяжелые заболевания близких (12%),  материальные затруднения (7%), ссоры с родителями (3%), личная неустроенность (1%). Неврозы, обусловленные психотравмами, возникающими вследствие производственных конфликтов,  встречаются в 3 с лишним раза реже (23%),  причинами их оказывается напряженная работа, служебные неприятности и неудовлетворенность  работой  (соотношение  частоты встречаемости 6 : 3 : 1).

Неврозы делят на три основных вида: неврастению, истерию и невроз навязчивых  состояний. Каждый из них возникает у людей с определенным типом высшей нервной деятельности,  при конкретных ошибках в их воспитании и типичных неблагоприятных жизненных ситуациях. Так, люди "художественного типа", очень эмоционально воспринимающие действительность, более склонны к истерии;  "мыслительного типа" - к неврозу навязчивых состояний, а среднее между ними (их большинство) - к неврастении.
Неврастения (в переводе с латинского - "нервная слабость") - самая частая расплата за неумение преодолевать барьеры общения,  и она сама создает новые трудности в межличностных отношениях.  Больных неврастенией беспокоит раздражительность по самым незначительным  поводам. Им трудно сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляются головные боли, сердечные боли,  нарушаются функции  желудка, появляется бессонница,  расстраивается половая функция.
Определенные особенности характера способствуют появлению  неврастении: переоценка  собственных возможностей, завышенные требования к себе и другим, стремление к лидерству, чрезмерная чувствительность к критике и служебным неудачам, внутренний конфликт между высокой самооценкой, уровнем притязаний и недостаточным запасом  физических, умственных, эмоциональных возможностей для достижения поставленных целей.

Истерия - наблюдается чаще у женщин. Они подчас представляют себя тяжелобольными, несчастными, "непонятыми натурами" и глубоко вживаются в созданный ими образ.  Иногда достаточно случайной неприятности, мелкой ссоры,  чтобы больной начал горько рыдать, проклинать все и всех, угрожать покончить с собой.  Истерическая  реакция  начинается обычно тогда, когда больному необходимо добиться чего-либо от окружающих или наоборот, избавиться от их якобы несправедливых требований. Избалованность, чрезмерно высокое самомнение и завышенные притязания, неприятие даже слабой критики в свой адрес - такие особенности характера человека провоцируют развитие истерии. Внутренний фрустрационный конфликт между завышенной самооценкой, самомнением и низкой оценкой данного человека со стороны окружающих обусловливает возникновение истерии.

Невроз навязчивых состояний (психастения) - появляются стойкие тревожные мысли, страхи, например,  "заразиться болезнью",  потерять близкого человека, остаться одному в помещении и т.п. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасений,  но не может от них избавиться. Чтобы хоть как-то снизить уровень тревожности, добиться облегчения,  он часто прибегает к "защитным ритуалам", например, стучит по дереву, по 30 - 40 раз в день тщательно моет руки и т.п. Тревожно-мнительный характер, нерешительность при необходимости сделать выбор даже в мелочах - эти свойства  способствуют  появлению  подобного невроза. Внутренние фрустрационные конфликты и противоречия "хочу, но нельзя", "не хочу, но надо" обусловливают возникновение психастении.

Что чаще всего предпринимают,  чтобы избавиться  от  затянувшихся отрицательных эмоций после ссоры, конфликта, фрустрации? На основе ответов  людей  выявили  следующие способы восстановления эмоционального равновесия в порядке убывания частоты встречаемости:
1) занятие любимым делом, отвлечение с помощью чтения, прослушивания музыки, посещения театра;
2) общение с близким человеком, со своими детьми;
3) прием успокоительных и снотворных лекарств, алкоголя;
4) активное переключение (физическая работа,  прогулка пешком,  путешествие);
5) физиологическое переключение ("покушать любимое лакомство",  половая близость);
6) успокоение силой логики, переключение на приятные мысли;
7) агрессивные действия (срыв злости на ком-либо), разрядка слезами;
8) аутотренинг; 
9) дыхательные упражнения.

Оптимальный способ  избавления  от  стресса  -  полностью разрешить конфликт,  устранить разногласия,  помириться. Если сделать это невозможно,  следует  логически переоценить значимость конфликта,  например поискать оправдания для своего обидчика: "Конечно, он оскорбил меня, но ведь его можно понять, он измучен своей болезнью,  да еще ...." Можно выделить различные способы снижения значимости  конфликта. Первый  из них  можно  охарактеризовать словом "зато".  Суть его - суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи, например: "Пусть я опоздал на последний автобус, зато подышу свежим воздухом и пройдусь, при моем малоподвижном образе жизни это полезно". Второй прием успокоения - доказать себе, что "могло быть и хуже". Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем "а другому гораздо хуже", позволяет более стойко и спокойно отреагировать на неудачу.  Интересный способ успокоения по типу "зелен виноград", подобно лисице из басни сказать себе, что "то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне и не надо".

Конечно, самым сильным успокаивающим фактором является время. Оно заглушает все обиды. С годами заживают даже смертельные душевные раны. Однако главное - помочь себе в начальном периоде психотравмы.  И здесь требуется "ускорить бег времени" - отрешиться в крепком сне хотя бы на несколько часов от мучительных мыслей,  переключиться на любимое дело, книгу, музыку, логически переосмыслить ситуацию, прибегнуть к интенсивной мышечной нагрузке.  При физической нагрузке как бы "сгорают", нейтрализуются физиологически активные вещества стресса и таким образом  "удар"  по  сосудам и внутренним органам отводится вовне;  в этом плане с физической нагрузкой, пожалуй, ничто не сравнится.

Одним из самых мощных средств восстановления эмоционального равновесия является аутотренинг - особая методика  самовнушения  на  фоне максимального мышечного расслабления. Предложил термин и детально разработал методику аутотренинга (АТ) немецкий  профессор-психиатр  Шульц (1884 - 1970). АТ помогает быстро снять излишнюю нервно-мышечную напряженность, волнение, проявление неврозов  и  вегетативно-сосудистой дистонии, головные боли, вялость, раздражительность, неприятные ощущения, позволяет управлять настроением, мобилизовать все душевные и физические силы на достижение поставленной цели, помогает уснуть в любое время суток для кратковременного зффективного отдыха,  уменьшить потребность в ночном сне.

Освоить АТ может практически любой человек, но более легко он дается людям, способным вызвать в сознании яркие живые образы. Овладение основами АТ требует систематических занятий в течение 2 - 4  месяцев. Поэтому те, кто ожидает чуда в ближайшие 1 - 2 недели, будут разочарованы.

 





 

Читайте также:

Возникновение психологии как науки

Виды отношений между психосоциотипами

Профориентация и профотбор

Стресс и его особенности. Как бороться со стрессом

Методы психологии

Вернуться в оглавление: Психология

Просмотров: 9203

 
 

54.166.158.73 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.