Общее представление о психокоррекции как направлении практической психологии

Психологическая коррекцияопределяется как направ­ленное психологическое воздействие на те или иные пси­хологические структуры с целью обеспечения полноцен­ного развития и функционирования личности {Исури-на Г. Л., 1990).

ловека диктуют различия в средствах и приемах психокор­рекции.

В психоаналитическом подходепсихокоррекционная работа направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между Сверх-Я и Оно че­рез преодоление неадекватных психологических защит.

В бихевиористском направленииотклонения от нормы, вызывающие необходимость в психокоррекции, рассмат­риваются как результат «вредного» научения. Поэтому основной упор делается на-изменении тех форм поведе­ния, которые не соответствуют обстоятельствам жизни клиента; коррекционная работа осуществляется, прежде всего, как обучение нужным формам поведения.

В экзистенциально-гуманистическом направлениипсихо­коррекционная работа понимается, прежде всего, как со­здание условий для позитивных личностных изменений (личностного роста, самоактуализации, расширения про­странств бытия). При этом задача психолога состоит не в приведении индивидуальных особенностей клиента в соот­ветствие нормам психического развития, а в ориентации на уникальные возможности, потенциалы, ресурсы личности. В отечественной психологии содержание психокор-рекционной работы отражает теоретические подходы основных научных школ. Например, в рамках культур­но-исторического подхода психокоррекция понимается как развитие высших психических функций через овладе­ние знаковыми системами при учете зоны ближайшего развития. Деятельностная парадигма связывает психокор­рекцию с формированием системы действий и четкой структуризацией деятельности.

Методы и приемы психокоррекции можно рассматри­вать не только с позиций основных теоретических направ­лений психологии, но ц.с точки зрения целей психокор­рекции. Так, авторы «Рабочей книги практического пси­холога» (М., 1996) в индивидуальной психокоррекции вы­деляют два направления:

1. Методы усиления регулирующих функций психики,развития эмоционального самоконтроля и само­управления; при этом задача улучшения психиче­ской саморегуляции клиента решается с помо­щью деловых бесед, в ходе которых обсуждаются конкретные поступки, действия клиента, имею­щие место затруднения; осуществляется коррек-

ция познавательных и эмоциональных компо­нентов саморегуляции через убеждение, развитие контролирующих эмоций и формирование адек­ватных реакций на различные внешние воздейст­вия со стороны руководителя или коллеги, члена семьи или случайного инициатора конфликтной ситуации;

2. Методы нормативно-ценностной коррекции,объек­тами которых выступают нормативные комплек­сы, обусловливающие отказ от подчинения совме­стным принципам, целям, задачам, протест про­тив регламентации; ощущение необоснованного лишения свободы часто приводит к вредным при­вычкам, нездоровым пристрастиям. Методы групповой психокоррекции, как правило, на­целены на выработку норм личностного поведения и меж­личностного взаимодействия, развития способности гиб­ко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах. В качестве таких методов используются специально разработанные психо­техники, упражнения, ролевые игры, групповые дискус­сии и т. п.

Читайте также:

Философско-психологическая теория С. Л. Рубинштейна

Проблемы самопомощи в деятельности практических психологов

Психологический тренинг как метод практической психологии

Психодиагностика как одно из направлений деятельности практического психолога

Психотерапия в деятельности практического психолога

Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог»


double arrow
Сейчас читают про: