Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Психологическая помощь семьям

Семейная психотерапия в настоящее время определя­ется как направление в медицинской и немедицинской психотерапии, ориентированное на оказание психологи­ческой помощи семье в преодолении разнообразных пси­хологических проблем: в межличностных отношениях, в эмоциональной сфере и т. п.

Одним из основоположников семейной психотерапии в России и в мире считается И. В. Маляревский. В послед­ние годы выделились следующие основные направления семейной психотерапии:

BfЯ. Костерева и др.);

системное и стратегическое(Хэйли, С. И. Чаева, Э. Г. Эйдемиллер и др.);

позитивное(Я. Пезешкиан);

эклектичное(Э. Г. Эйдемиллер, А. И. Захаров).

Как указывают авторы «Психотерапевтической энцик­лопедии» (СПб., 1999), семейная психотерапия может длиться от нескольких недель до нескольких лет (сначала с частотой 1—2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в две недели, а далее — 1 раз в три недели).

По Э. Г. Эйдемиллеру, В. В. Юстицкому (1989), все­мейной психотерапии выделяются четыре этапа:

1) диагностический (семейный диагноз);

2) ликвидация семейного конфликта;

3) реконструктивный;

4) поддерживающий.

Большое значение при проведении семейной психоди­агностики имеет принцип стереоскопического анализа:пси­хологическая информация, полученная от одного члена семьи на односторонних встречах, должна быть сопостав­лена с информацией от других членов семьи и тем впечат­лением, которое сложилось у психотерапевта на основа­нии расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии.

В целях преодоления внутрисемейного конфликта пси­хотерапевт берет на себя роль посредника между конфлик­тующими членами семьи, а также помогает эмоционально отреагировать его последствия. На этапе реконструкции се­мейных отношений терапевт организует совместное об­суждение проблем либо в семье, либо в тренинговых груп­пах, включающих несколько семей. Поддерживающий этап семейной психотерапии характеризуется работой по закреплению у членов семьи навыков эмпатического об­щения и расширившегося ролевого диапазона. В это время проводятся консультирование и психокоррекция в естественных условиях жизни семьи.

К методамсемейной психотерапии относятся: неди­рективная психотерапия, нацеленная на вербализацию неосознаваемых отношений личности, а также специаль­но разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1990), группо-

вая дискуссия, тренинг конструктивного спора, проработ­ка новых форм поведения и др.

Наиболее часто применяются во время семейной пси­хотерапии следующие приемы(Т. М. Мишина, 1983):

1) эффективное использование молчания;

2) умение слушать;

3) обучение с помощью вопросов;

4) повторение (резюмирование);

5) суммарное повторение;

6) уточнение (прояснение) и отражение аффекта;

7) конфронтация;

8) проигрывание ролей;

9) создание «живых скульптур»;

10) анализ видеомагнитофонных записей.





 

Читайте также:

Задачи и основные проблемы психологической службы в народном образовании

Важнейшие задачи психопрофилактической работы

Основные отрасли психологии

Общее представление о психокоррекции как направлении практической психологии

Теоретические представления, разработанные в Санкт-Петербургской психологической школе

Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог»

Просмотров: 1472

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.205.141.4