Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации


Индивидуальные формы ОТ

Использование рациональных форм ОТ является важнейшим резервом роста его производительности. На машиностроительных предприятиях используются следующие рациональные формы ОТ.

К индивидуальным относятся:

1 Совмещение профессий;

2 Многостаночное обслуживание.

1 Совмещение профессий – это форма ОТ, при которой рабочий наряду со своими обязанностями выполняет функции, относящиеся к различным профессиям. В этом случае отдельные исполнители в течение смены одновременно или последовательно выполняют работы, требующие различных профессиональных навыков.

Предпосылки совмещения профессий следующие:

· Экономические – неполная занятость работников на основной работе и наличие свободного времени; профессиональная подготовка и умение выполнять совмещаемую работу; устранение не синхронности выполняемых смежных функций; необходимость более подвижного использования кадров;

· Технические – близость рабочих мест, единство оборудования и технологии выполнения работы;

· Психофизиологические- устранение монотонности труда, повышение его содержательности;

· Социальные – создание комфортных условий для работы; добровольность, разработка системы оплаты труда, предусматривающая доплаты за совмещение профессий (от 30 до 100% в зависимости от особенностей и сложности работ).

Совмещение профессий осуществляется в следующих формах:

1. Совмещение основных работ, относящихся к различным специальностям (например, водитель и грузчик);

2. Совмещение основной работы с административной (например, бригадир);

3. Совмещение ряда вспомогательных функций по обслуживанию оборудования, относящихся к различным специальностям (например, наладчик и слесарь-ремонтник);

4. Совмещение основной работы со вспомогательными функциями по обслуживанию (например, станочник совмещает функции наладчика, смазчика, слесаря-ремонтника).

В зависимости от степени занятости исполнителя и объема работ по совмещаемой профессии различают полное и частичное совмещение профессий. В первом случае исполнитель наряду со своей работой выполняет весь объем функций, которые ранее производил рабочий другой профессии, а последний высвобождается для использования на других участках. Во втором случае рабочий выполняет только часть функций исполнителей других профессий или некоторых работ по данным функциям. В результате этого высвобождается только часть рабочих, профессии которых совмещаются. Кроме того, совмещение может быть простым(совмещаются две профессии) и комбинированным (совмещаются ряд профессий), временным и постоянным.

Экономическая и социальная эффективность совмещения профессий проявляется в следующем:

· Совмещение отдельных функций исполнителей, непосредственно загруженных в течение смены, ведет к уплотнению рабочего времени и экономии численности персонала;

· Объединение узких специальностей позволяет расширить зону обслуживания рабочих, что дает значительную экономию живого труда;

· Освоение каждым членом бригады функций других работников создает новые прогрессивные формы ОТ;

· Совмещение профессий или функций позволяет частично или полностью сочетать в одном лице функции эксплуатации и обслуживания орудий труда, что обеспечивает значительное сокращение ремонтного персонала;

· Совмещение профессий и функций является основным направлением в области устранения вредного влияния однообразной и монотонной работы. (переключение на новый вид деятельности может рассматриваться как разновидность активного отдыха.

2 Многостаночное обслуживание – одновременная работа рабочего на нескольких станках. Данная форма очень эффективна, т.к. в результате его осуществления уменьшается потребность в рабочих, повышается производительность труда. Работа на автоматах всегда многостаночная, Но и на обычных станка (токарных, револьверных) может быть организовано

также многостаночное обслуживание. Для этого необходимо выполнение определенного условия – соотношение между машинным и ручным временем при выполнении производственной операции.

Тмаш. – машинное время- это время, в течение которого осуществляется обработка детали без участия рабочего, т.е. время автоматической работы оборудования.

Т ручн. – ручное время – это время, в течение которого рабочий устанавливает, закрепляет и снимает деталь, контролирует свою работу и переходит от станка к станку. Для осуществления многостаночного обслуживания на неавтоматических станках необходимо, чтобы

Тмаш

(Сф – число станков, обслуживаемых одним рабочим). При соблюдении этого условия во время машинной работы одного станка рабочий обслуживает все другие станки, входящие в многостаночный комплекс.

Количество станков – дублеров (с равной длительностью операций), обслуживаемых одним рабочим определяется по формуле : Сф = + 1

Количество станков – дублеров (с разной длительностью операций), обслуживаемых одним рабочим определяется по формуле :

Сф =

При организации многостаночной работы определяют цикл многостаночной работы (Тмс) – промежуток времени, через который повторяются в том же порядке все выполняемые операции на каждом станке.

Примеры:

а) на станках выполняются одинаковые операции с Топ – 6 мин (Тмаш – 4 мин, Тручн – 2 мин)

построим циклограмму. Сф =

Т ручн Тмаш Т ручн Тмаш
Тручн Тмаш Т ручн Тмаш
Тручн Тмаш Тручн Тмаш

Тмс =6 мин ( совпадает с Топ.)

б) на станках выполняются разные по времени операции

Номер операции Тмаш Тручн

Как видно из графиков, в зависимости от того какие выполняются операции, в одних случаях возникают простои станков, в других – простои рабочего и одновременно. Время простоя определяется как разность между Т м.с. и нормой оперативного времени на данном станке.

Т пр. = Тм.с. – Топ.

Чтобы судить о загрузке рабочего определяют коэф-т занятости рабочего Кзан =(в числителе определяется сумма ручного времени на всех станках в циклограмме)

Загрузка каждого станка определяется через коэф-т загрузки К з.ст.=





 

Читайте также:

Методы изучения затрат рабочего времени (фотография рабочего времени, хронометраж).

Организация промышленного предприятия в пространстве. Генеральный план предприятия.

Функции нормирования труда.

Технология разработки управленческого решения.

Виды движения предметов труда и расчет длительности производственного цикла.

Вернуться в оглавление: Управление современным производством

Просмотров: 1668

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 23.20.87.12