Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Топливное и энергетическое хозяйства предприятия: значение, задачи, пути повышения эффективности организации.

Современные предприятия машиностроения являются крупнейшими потребителями энергии и энергоносителей, в частности электроэнергии, топлива, пара, сжатого воздуха, воды и т. д.

По характеру использования потребляемая энергия подразделяется на силовую, технологическую и производственно-бытовую. Силовая энергия приводит в движение технологическое оборудование, подъемно-транспортные средства; технологическая - служит для изменения свойств и состояния материалов (плавление, термообработка и т. д.); производственно-бытовая - расходуется на освещение, вентиляцию, отопление и другие цели.

Годовые затраты на потребляемую энергию на предприятиях весьма значительны, а их доля в себестоимости продукции в настоящее время достигает 25-30%.

Для разработки и внедрения мероприятий по экономии всех видов энергии на предприятиях создаются топливно-энергетические хозяйства.

Основными задачами являются:

1) бесперебойное обеспечение предприятия, его подразделений и рабочих мест всеми видами энергии с соблюдением установленных для нее параметров - напряжения, давления, температуры и др.;

2) рациональное использование энергетического оборудования, его ремонт и обслуживание;

3) эффективное использование и экономное расходование в процессе производства всех видов энергии.

Cтруктура энергетического хозяйствазависит от ряда факторов: типа производства, объема выпуска продукции, энергоемкости продукции, развития кооперации с другими предприятиями и т. д.

На крупных предприятиях (в объединениях) во главе энергетического хозяйства находится управление главного энергетика (У ГЭ), на средних предприятиях - отдел главного энергетика (ОГЭ), на малых предприятиях – энергомеханический отдел во главе с главным механиком. Главный энергетик является заместителем главного механика.

В состав энергетического хозяйства среднего предприятия (предприятия РЭП) входят: отдел главного энергетика, электросиловой цех (или участок), тепло- или паросиловой цех, электроремонтный и слаботочный цехи.

Отдел главного энергетика возглавляется главным энергетиком завода, подчиняющимся главному инженеру.

В составе ОГЭ создаются следующие функциональные подразделения: бюро ППР, техническое бюро, планово-производственное бюро и бюро энергоиспользования.

Бюро ППР планирует, контролирует и учитывает выполнение всех видов ремонтных работ энергетического оборудования, инспектирует правильность эксплуатации этого оборудования; ведет паспортизацию и учет всех видов энергетического оборудования; устанавливает номенклатуру, сроки службы, нормы расхода и лимиты на запасные части и покупные материалы; планирует изготовление или закупку материальных ценностей для ремонта.

Техническое бюро осуществляет всю техническую подготовку производства системы ППР.

Планово-производственное бюро осуществляет планирование потребности предприятия в различных видах энергии и энергоресурсов. Планирование сводится к составлению энергетических балансов, которые подразделяются на плановые и отчетные.

Плановый энергобаланс состоит в обосновании потребности предприятия в энергии и энергоресурсах.

Отчетный энергобаланс предназначен для контроля за фактическим энергопотреблением, для анализа использования энергии, а также для оценки качества работы энергоцехов.

Основой для составления плановых энергобалансов служат удельные нормы расхода энергии, топлива и т. д., а также плановые задания по выпуску продукции основного производства.

Бюро энергоиспользования занимается нормированием расхода энергии и вопросами ее рационального использования.

Электросиловой цех включает участки: а) электроподстанцию с электросетями, которая принимает и преобразует в требуемое напряжение и доставляет электроэнергию заводским потребителям; при этом основное оборудование - трансформаторы, мотор-генераторы, установки, электродвигатели высокого напряжения; б) монтажный участок, который выполняет подвод электросетей к вновь устанавливаемому оборудованию и производит ремонт действующих электросетей.

Тепло- или паросиловой цех объединяет участки: а) парокотельный с трубопроводами, подающий пар и горячую воду потребителям; его основное оборудование - паровые котлы установки для подогрева воды; б) водонасосная станция и канализация с водопроводными и канализационными сетями; в) компрессорная станция, снабжающая цехи сжатым воздухом; ее основное оборудование ― компрессоры; г) азотно-кислородная, газогенераторная и ацетиленовая подстанции.

Электроремонтный цех выполняет все виды ремонтов энергетического оборудования согласно системе ППР, а также ремонт электрической части технологического оборудования.

Слаботочный цех включает участок связи и сигнализации, обслуживающий телефонную сеть, радиосвязь, электрочасовые установки, диспетчерскую связь и т. п.; участок по обслуживанию контрольно-измерительных приборов и средств автоматики и телемеханики.

53. Планирование и анализ использования топлива и энергии на предприятии.

Рациональное использование энергетических ресурсов предполагает строгое нормирование их выработки и расхода.

Разработка норм расхода э/энергии, пара, сжатого воздуха, газа, воды, вспомогательных материалов ведется на единицу продукции. Важная роль в организации и планировании энергохозяйства принадлежит сводному энергобалансу предприятия, составляемому в разрезе видов энергии. Энергобаланс состоит из приходной (указывается общее поступление энергии в разрезе его источников) и расходной (направление использования энергии по ее видам и потребителям) частей.

Экономия энергии достигается проведением в жизнь следующих мероприятий:

- ликвидация и снижение прямых потерь энергии в сетях и местах ее потребления (неисправное состояние электросетей, соединений трубопроводов, шлангов, кранов, вентилей и др.);

- внедрение в производство высокоэкономичных технологических процессов, приборов, оборудования (внедрение электроиндукционного нагрева деталей при термообработке вместо нагрева в электропечах сопротивления снижает расход электроэнергии более чем в 2 раза);

- применение наивыгоднейших режимов работы технологического и энергетического оборудования, обеспечивающих полное использование мощности электромоторов и трансформаторов, уменьшение холостых расходов энергии;

- вторичное использование энергоресурсов - тепла (отходящих газов печей, отработанного пара кузнечных цехов, тепла охлаждающей воды и т. д.);

- организация четкого планирования, нормирования расхода, учета и контроля за потреблением энергии (составлении топливного и энергетического балансов по каждому виду энергии).

Чтобы выявить резервы экономии энергоресурсов, необходимо провести анализ энергобаланса. Основной прием анализа — сравнение различных уровней энергоиспользования. Нужно установить наилучший уровень энергоиспользования, от которого и должен производиться отсчет резервов экономии энергоресурсов. Такой уровень характеризуется расходом энергоресурсов Wопт в оптимальном энергобалансе. Достигнутый уровень энергоиспользования характеризуется расходом энергоресурсов . в фактическом энергобалансе, приведенном к объему выпуска и условиям производства для заданного перспективного этапа развития предприятия. Резерв экономии энергии, или потенциал энергосбережения, определяется на основе сравнения расходов энергоресурсов в фактическом и перспективном Wопт энергобалансах:

Wэ = Wф – Wопт.

Чтобы определить общий потенциал энергосбережения необходимо разбить его на ряд частных, характеризующих резервы энергосбережения на отдельных этапах жизненного цикла энергоресурсов или возможную экономию от внедрения определенных комплексов мероприятий.

К энергоэкономическим показателям работы относятся:

1. Прямые обобщенные энергозатраты, т у. т.

где – топливный эквивалент, выражающий количество условного топлива, необходимого для производства и передачу к месту потребления единицы электрической и, соответственно, тепловой энергии; ежегодно устанавливается Министерством экономики Республики Беларусь; В – количество потребленного топлива, поступившего на предприятие со стороны, т у. т.; Э – количество электроэнергии, полученное предприятием со стороны, МВт·ч; Q – количество тепловой энергии, полученной предприятием со стороны, Гкал.

2. Энергоемкость продукции, работы, услуги, т у. т./шт:

3. Электроемкость продукции (тыс. кВт·ч/шт.):

4. Теплоемкость продукции (Ккал/шт.):

5. Энерговооруженность труда (т у. т./чел.):

где- численность промышленно-производственного персонала.

6. Электровооруженность труда (тыс. кВт·ч/чел.):

7. Коэффициент электрификации (тыс. кВт·ч/т у. т.):

8. Теплоэлектрический коэффициент (Гкал/тыс. кВт·ч):

9. Электротопливный коэффициент (тыс. кВт·ч/т у. т.):

10. Степень эффективности использования электроэнергии определяется коэффициентом электроэффективности:

где , - количество электроэнергии потребной на выполнение определенной работы и израсходованной соответственно.

Чем выше , тем экономичнее и рациональнее используется электроэнергия.

11. Нормативные показатели расхода электрической, тепловой энергии и по котельно-печному топливу. Измеряются соответственно в кВт·ч, Гкал, кг у. т.

Для обдува станков от стружки, деталей после мойки, узлов и агрегатов при сборке, накачке шин и т. д. используется сжатый воздух. Его общую потребность по предприятию определяют из расхода на каждом подразделении при работе всех воздухоприемников с учетом коэффициента использования и спроса.

54.Транспортное хозяйство предприятия: значение, задачи, пути повышения эффективности организации. Транспортное обслуживание производства.

Внутри завода осуществляется транспортировка материалов, комплектующих и других изделий с общезаводских складов в цехи; заготовок, деталей, сборочных единиц - между цехами; готовой продукции и отходов - из цехов в соответствующие пункты назначения.

В соответствии с этим различают внешнюю и внутреннюю транспортировку грузов; последняя подразделяется на межцеховую и внутрицеховую.

Транспортное хозяйство завода включает в себя все транспортные средства завода, осуществляющие внешние и внутренние перевозки, и все устройства общезаводского назначения (гаражи, ремонтные мастерские и т. д.).

Перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные и экспедиционные операции являются основными функциями транспортного хозяйства.

От работы транспорта зависят ритмичная работа рабочих мест, участков и цехов, а также равномерный выпуск заводом готовой продукции. Время, затрачиваемое на внутрицеховые и межцеховые перевозки, влияет на продолжительность производственного цикла. Затраты на содержание транспортного хозяйства на некоторых заводах составляют 10-15% суммы всех косвенных расходов в себестоимости продукции. В связи с этим основной задачей транспортного хозяйства завода является бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций.Это достигается путем правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных средств.

Классификация транспортных средств:

по способу действия - прерывные и непрерывные;

по видам транспорта - рельсовые, безрельсовые, водные, подъемно-транспортные и специальный транспорт;

по назначению - внешние, межцеховые и внутрицеховые;

по направлению перемещения грузов - горизонтальные, вертикальные (лифты, подъемники), горизонтально-вертикальные (кран-балки, автопогрузчики); наклонные (монорельсовые дороги, конвейеры).

Структура транспортного хозяйства завода зависит от характера выпускаемой продукции (габаритные размеры, масса); состава цехов; типа и масштаба производства.

На крупных и средних предприятиях создается транспортный отдел, подчиненный непосредственно заместителю директора по общим вопросам или по маркетингу и сбыту (снабжение, сбыт, транспорт). Этот отдел объединяет ряд хозрасчетных единиц по видам транспорта (транспортный цех и др.). В состав транспортного отдела входят бюро (группы): планово-экономическое, диспетчерское, техническое, учета и др.

Планово-экономическое бюро разрабатывает план производственно-хозяйственной деятельности (транстехплан), определяет грузооборот по заводу и объем погрузочно-разгрузочных работ, рассчитывает потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах, потребность в кадрах и фонд заработной платы.

Диспетчерское бюро осуществляет оперативно-производственное планирование работы транспорта, которое сводится к составлению квартальных, месячных и суточных планов перевозок и к оперативному регулированию транспортных работ.

Техническое бюро проводит техническую подготовку производства с целью комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций; разрабатывает транспортно-технологические схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия и технологического оборудования; формирует альбомы чертежей по каждому виду подъемно-транспортного оборудования для изготовления запасных частей и проведения ремонтных работ. Бюро учета ведет паспортизацию всех видов транспортных средств, осуществляет бухгалтерский учет и отчетность работы транспортного хозяйства.

Транспортный цех является материальной базой транспортного хозяйства. Цех, как правило, укомплектован различными транспортными средствами для осуществления межцеховых и внешних перевозок грузов.

Для внешних перевозок используется, как правило, автомобильный и другой безрельсовый транспорт; для межцеховых перевозок - электрокары, роботоэлектрокары, тележки и т. д.

Для внутрицеховых перевозок применяют конвейеры различной конструкции, электротележки и другие специальные транспортные средства, закрепленные за соответствующими цехами предприятия.





 

Читайте также:

Процесс разработки плана и методы организации работ по планированию.

Определение объема и организации подготовки ремонтных работ.

Стадии жизненного цикла продукции (международный стандарт ИСО серии 9000).

Индивидуальные формы ОТ

Функции производственного менеджмента

Вернуться в оглавление: Управление современным производством

Просмотров: 1757

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.161.114.92