Фирмы, занимающиеся психографическими исследованиями, подобные компании SRI International and Yankelovich, собирают данные по выборке потребителей товара и определяют ценности, отношения, личности и стили жизни индивидуумов, расположенных к использованию некоего продукта.
Компания SRI разработала программу «VALS2» (Программа ценностей и стилей жизни), в соответствии с которой выделяются 8 групп потребителей: (1) актуализаторы (actualizes) — успешные, опытные, активные, предприимчивые люди с высокой самооценкой; (2) экспериментаторы (experiences) — молодые, энергичные, импульсивные, упорные и ищущие разнообразного, возбуждающего, необычного и рискованного; (3) борцы (srivers) — ищут мотивации, самоопределения и одобрения окружающих; (4) реализовавшие себя (fullfields) — зрелые, удовлетворенные, достигшие желаемого, хорошо образованные профессионалы; (5) достигшие успеха (achivers) — успешные, ориентированные на работу, распоряжающиеся своей жизнью, уважающие власть и status quo; (6) уверенные (belivers) — консервативны, имеют глубокие нравственные нормы, честные доходы и хорошее образова-
Насыпьте корм для птиц во дворике или в саду Вы будете покорены птицами И сами не заметите, как это произойдет Вы не перестанете удивляться «О чем они все время толкуют7 Почему маленькая коричневая птичка с пятнышками все время делает так и так?» Wild Birds Unlimited дает ответы на самые разные вопросы в своих изобретательных, хоть и небольших рекламных объявлениях.
Текст на рисунках
а) Вам нравятся птицы, которые прилетают к вашим соседям? (Вам не стыдно?)
Хохлатая сойка часто помогает другим птенцам стаи
Вокруг так много птиц Почему бы не пригласить их в ваш сад? Это так просто, но доставит столько удовольствия и весь год будет приносить радость вашей семье Никто не поможет так сблизить людей и природу, как это делают сертифицированные специалисты по кормлению птиц компании Wild Birds Unlimited
б) Представьте себе, что ваш дворик — сцена (Природа порождает характеры)
Когда прилетает юнко, он показывает свои ярко-белые хвостовые перья
Создайте уголок природы в вашем дворе, это доставит столько удоволь
ствия и радости всей вашей семье Все, что вам для этого понадобится, — корм,
кормушка, место для кормушки и хороший совет И вскоре к вам прилетят
самые замечательные и колоритные представители живой природы — дикие
птицы
в) Помогите дятлам (Установите для них специальную кормушку) Дятлы часто остаются на зиму, особенно если их подкармливать салом Верный способ привлечь дятлов в ваш дворик — поставить специальную кормушку и подкармливать их салом Специально спроектированная кормушка снабжена панелькой, которая, подобно ветке дерева, помогает дятлам удержаться на кормушке, пока они едят, и заставляет их вернутся назад, когда они проголодаются.
г) У нас есть опыт перемещений (А можете и вы попробовать) Каролинский поползень известен своим умением нырять вниз головой меж веток деревьев.
Откройте для себя секреты кормления птиц — это одно из самых увлекательных и доставляющих радость хобби, нанесите визит сертифицированным специалистам по кормлению птиц компании Wild Birds Unlimited Вы узнаете, как сделать так, чтобы круглый год ваш дворик был наполнен красивейшими птицами.
=======================================================================
ние, (7) деятели (makers) — с подозрением относятся к новым идеям, не обращают особого внимания на материальные блага, (8) борющиеся за существование (strugglers) — бедные, плохо образованные, располагающие слабыми навыками Как нетрудно понять, деятели и борцы не сильно интересуются рекламными объявлениями
Использование нескольких подходов
Каждый метод исследования имеет свои сильные и слабые стороны. Поэтому для поиска ответов на вопросы исследователи часто используют сразу несколько методов. Компания Kraft, производитель пиццы «DiGiorno», в поисках наилучшего способа позиционирования торговой марки для проведения опросов, обсуждений в фокус-группах, дегустаций и тестирования рекламных объявлений воспользовалась услугами семи исследовательских фирм. По результатам опросов и обсуждений в фокус-группах выяснилось, что потребители хотели бы приобрести замороженную пиццу со вкусом свежеиспеченной. Но в магазинах пицца с подобными свойствами отсутствовала. На дегустациях «вслепую» «DiGiorno» набрала высшие баллы среди всех марок замороженной пиццы и уступила первое место лишь одной марке пиццы на вынос. Располагая данной информацией, творческая группа пришла к теме: «Это не доставка. Это — "DiGiorno"».
Предположим, что группа рекламистов творчески использовала результаты исследований, но вопрос об эффективности рекламы остается без ответа. Чтобы оценить действенность рекламного сообщения, компания Kraft провела количественный тест. Примерно 64% респондентов запомнили основное сообщение — «вкус свежеиспеченной пиццы», в то время как средние показатели коммерческой рекламы составили всего 24%. Реклама позволила добиться и высоких показателей идентификации торговой марки — 52% опрошенных запомнили название «DiGiorno». И наконец, еще один показатель демонстрирует успешность «большой» идеи: через три года после появления на рынке «DiGiorno» вышла на второе место по объему продаж.*
Шаг 4: Интерпретация данных
Вы можете собрать горы данных, но если вы не знаете, как интерпретировать результаты, они окажутся бесполезными. Допустим, в результате исследования было выявлено негативное мнение о товаре вашего клиента. Немедленной реакцией, казалось бы, должна быть попытка изменить потребительское восприятие. Однако данный шаг может оказаться ошибочным. Например, компания Sabena Qualitative Research разработала метод исследования под названием «карта восприятия»: потребитель дает оценку по принципу товар с
______________________
· Адаптировано из: Sara Eckel, Jennifer Lach, «Intelligence Agents», American Demographics, March 1999, p. 58.
наивысшей/ наименьшей ценностью, в наибольшей/наименьшей степени соответствующий моде. Товары фирмы Talbots попали в квадрант «наивысшая ценность/наименьшее соответствие моде». Казалось бы, нужно что-то делать для того, чтобы товары Talbots выглядели более современно. Но фирма уже предпринимала такие попытки несколько лет назад, предлагая более яркие тона и современный стиль. И что? Объем продаж снизился, так как ее потребители хотели приобрести классические вещи, а не последний крик моды.
Общие ошибки в исследованиях
Исследования — ценный инструмент, но, как показывает случай с Talbots, он не является абсолютно надежным. Вот ряд наиболее часто встречающихся ошибок:
* Чрезмерное увлечение исследованиями. Далеко не каждый вопрос требует длительного и дорогостоящего исследования. Дэйв Томас, основатель сети ресторанов быстрого обслуживания Wendy, в своей книге Well Done приводит довольно интересный случай. Он рассматривал вопрос о том, следует ли добавить в меню салат тако и «потратить $62 000 на гарвардских консультантов, чтобы опробовать эту идею в трех ресторанах и провести кучу измерений в течение трех недель, обработать их на компьютере, истратить кипы бумаги и миллиметровки». В результате Д. Томас решил включить салат в меню трех ресторанов и узнать мнение покупателей. В конце концов, его рестораны уже располагали всеми ингредиентами и оборудованием для изготовления салата, и все, что им требовалось — это черпаки для соуса чили и некоторые новые продукты. И тогда всего за $751,17 он узнал все, что ему могло бы сказать исследование стоимостью в $62 000: потребителю салат понравился.
* Неправильно поставленные вопросы. Перед тем, как Coca-Cola приступила к выпуску нового напитка «New Coke», были проведены многочисленные исследования в фокус-группах, которые показали, что новая «Cola» понравилась потребителям. В соответствии с полученными результатами компания изменила формулу напитка, «возраст» которого приближался к столетнему юбилею. Однако потребители взбунтовались, и компании пришлось вернуться к старой рецептуре. Ошибка заключалась в том, что потребителей не предупредили о том, что компания собирается отказаться от старой доброй «Coca-Cola».
* Вера во все, что говорят. Джон Стил, руководитель отдела планирования и вице-председатель агентства Goodby, Silverstein & Partners, отмечает, что одна из проблем заключается в том, что люди любят говорить «правильные» вещи: «Если послушать, что говорят в фокус-группах, и если всерьез принимать все ответы в более масштабных и надежных количественных опросах, то можно подумать, что американцы — самая непорочная и здоровая раса на планете. Они все правильно питаются, добиваются успехов, и у всех низкий уровень холестерина».
* Нерелевантные данные. В 1970-х гг. показатели продаж марки «Jell-O» снизились. Желая исправить ситуацию, рекламное агентство занялось сбором данных, которые показали, что потребитель заинтересован в более легких десертах. Тогда агентство позиционировало «Jell-O» как легкий, вкусный десерт, которым невозможно «объесться». Но объемы продаж продолжали снижаться. Данные не были ошибочными. Проблема состояла в том, что полученные данные не относились к основному потребителю продукта, который рассматривал «Jell-O» как «развлекательную» часть обеда. Объемы продаж увеличились, когда агентство позиционировало продукт как «развлечение»: «Попробуйте желе "Jell-O", и повеселитесь».
* Смещение оценки. Результаты исследования нельзя считать надежными, если они не являются повторяющимися. Это значит, что одни и те же вопросы или методы должны давать одинаковые результаты независимо от того, кто проводит исследование. Однако повлиять на результаты и вызвать их смещение может целый ряд факторов. Что касается смещения результатов опроса, например, то не исключено, что интервьюер может давать ключи (улыбка, нахмуренность), которые позволяют респондентам определить наиболее желаемые ответы. В случае если смещенной является выборка, она не позволяет получить полноценный срез целевой аудитории. Так, если вы решили исследовать, как подростки воспринимают рекламную кампанию, то не стоит проводить тест в будний день утром, так как представители целевой аудитории в это время находятся (или по крайней мере
__________________
· Jon Steel, Truth, Lies & Advertising: The Art of Account Planning (New York: Wiley, 1998), pp. 83.
должны находиться!) в школе, а не в торговом пассаже. Причи
ной смещения оценки может стать и способный повлиять на от
вет источник. Обычно люди хотят сделать что-то приятное, и
поэтому могут хорошо отозваться о компании XYZ только пото
му, что знают, что интервьюер работает в ее интересах. А что ка
сается смещения, связанного с отсутствием ответов, то вопросы
могут остаться без ответа в том случае, если они сложны, вызы
вают затруднения, слишком личные и т. П
Предлагаемые упражнения
1. Выберите два города из разных концах страны и подготовьте обзор покупательских привычек, предпочитаемых продуктов питания, уровней дохода, жилья, числа детей в семье и т. п.
2. Понаблюдайте за тем, как представители целевой аудитории используют товар, который вы собираетесь рекламировать. Если вы продаете мячи для гольфа, сходите на площадку для игры в гольф и понаблюдайте за игроками. Если вы продаете стиральные порошки, зайдите в прачечную и посмотрите, как люди загружают белье в машины. Если вы продаете корм для собак, то понаблюдайте, как ваши друзья кормят своих питомцев. Что вы заметили? Были ли чем-то удивлены? Что из замеченного вами может помочь в рекламной кампании?
3. Поиграйте с друзьями в игру. Выберите категорию товара (автомобиль, джинсы, парфюмерия) и напишите на карточке названия торговых марок по каждой категории (на каждой карточке — одна торговая марка). Раздайте карты участникам и попросите их описать доставшуюся торговую марку так, как если бы это был человек, не открывая остальным названия марки. (Для начала вы можете задать ряд вопросов, например: что должна она делать, чтобы раздобыть средства к существованию? Где она живет? Какие фильмы любит? Какие книги? Журналы? Телевизионные программы? Кто лучшие друзья? Как она одевается? Какую прическу носит?) Затем попросите остальных игроков угадать название торговой марки. Что вы обнаружили?
- Выберите одну из приведенных ниже категорий (данные МRI). Вначале посмотрите на соответствующий список товаров; затем воспользуйтесь библиотекой и соберите как можно больше информации о данной категории: кто пользуется товаром, каковы
тенденции отрасли, какие торговые марки занимают лидирующие позиции на рынке, чем отличаются товары разных марок, как и для чего используется товар, и каковы его перспективы.
Предметы личной гигиены для Выпечка, закуски, десерты
взрослых Замороженный йогурт
Зубная паста Замороженные десерты
Раствор для полоскания полости Печенье
рта Крекеры
Шампунь
Мыло Продукты питания и готовые
Кремы для рук и для тела обеды
Дезодоранты/антиперспиранты Замороженная пицца
Электрические бритвы Мексиканская кухня
Готовые обеды Медикаменты
Противогрибковые средства Напитки
Вспомогательные средства при Растворимый чай
нарушениях пищеварения Энергетические напитки
Бутилированная и сельтерская
Предметы ухода за домом вода
Очистители
Очистители стекол Супы, фрукты, овощи
Составы, содержащие смягчители Консервированные супы
ткани Рис с приправой
Уголь
Освежители воздуха