Социальное и культурное: постулаты философской культурологии

Рассмотрение человека как культурного существа (существующего в культурном пространстве и одновременно участвующего в его создании), ставшее общим местом к концу XVIII в., заставляет по-иному смотреть на социальные, политические и эконо­мические процессы.

Если еще К. Маркс мог считать, что отношение к средствам производства, тракту­емым как орудия труда, является основным классо- и стратообразующим принципом, то сегодня подавляющее большинство социальных мыслителей признает, что произ­водственные отношения в целом являются производными и определяются включен­ностью активного агента в поле знания и культурных рамок.

Культурологический подход утверждает, что культурные архетипы, задающие способы употребления человеком своих способностей (в пределе - способы самопро­ектирования), а также прагматическое, этическое и моральное измерение процессов употребления практического разума [13] будут определять и "место" человека в соци­альных структурах (набор социальных ролей), и статус, и допустимые формы соци­ально-экономической и хозяйственной деятельности [14]. Различия между людьми, обладающими разными типами знаний и ориентирующимися на различные культур­ные нормы (формы организации мышления и деятельности), оказываются больше, чем пресловутые "классовые" и сословные связи.

Это фактически означает, что пространство культуры является той метасистемой [15], в которой конституируются социальные и деятельностные образования. Понима­емая таким образом культура принципиально противостоит социальной организации. Социальные условия могут меняться от ситуации к ситуации, и вместе с ними может трансформироваться "место", которое занимает активный агент. Структура полити­ческих и организационных институтов, конкретные обстоятельства (включая субъек­тивные факторы), произвол правителей и готовность конкретных людей к подчине­нию - все это будет определять портрет социальной ситуации. Однако все эти факто­ры могут существенно трансформироваться (вплоть до полной нейтрализации) под влиянием культуры. Наличие культурного пространства создает возможность само­определения для любого конкретного человека и малой группы вопреки социальной ситуации и даже в оппозиции к ней.

Философская культурология и культурантропология исходит из того, что именно в культуре закрепляется факт освобождения человека из-под опеки социальности в лю­бых ее формах - политического тоталитаризма, коллективизма, группизма и различ­ных способов принуждения. Именно культура "раскупоривает" социальную организацию и создает то измерение исторического процесса, в котором возможно накопление опыта свободы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: