Рассмотрение человека как культурного существа (существующего в культурном пространстве и одновременно участвующего в его создании), ставшее общим местом к концу XVIII в., заставляет по-иному смотреть на социальные, политические и экономические процессы.
Если еще К. Маркс мог считать, что отношение к средствам производства, трактуемым как орудия труда, является основным классо- и стратообразующим принципом, то сегодня подавляющее большинство социальных мыслителей признает, что производственные отношения в целом являются производными и определяются включенностью активного агента в поле знания и культурных рамок.
Культурологический подход утверждает, что культурные архетипы, задающие способы употребления человеком своих способностей (в пределе - способы самопроектирования), а также прагматическое, этическое и моральное измерение процессов употребления практического разума [13] будут определять и "место" человека в социальных структурах (набор социальных ролей), и статус, и допустимые формы социально-экономической и хозяйственной деятельности [14]. Различия между людьми, обладающими разными типами знаний и ориентирующимися на различные культурные нормы (формы организации мышления и деятельности), оказываются больше, чем пресловутые "классовые" и сословные связи.
|
|
Это фактически означает, что пространство культуры является той метасистемой [15], в которой конституируются социальные и деятельностные образования. Понимаемая таким образом культура принципиально противостоит социальной организации. Социальные условия могут меняться от ситуации к ситуации, и вместе с ними может трансформироваться "место", которое занимает активный агент. Структура политических и организационных институтов, конкретные обстоятельства (включая субъективные факторы), произвол правителей и готовность конкретных людей к подчинению - все это будет определять портрет социальной ситуации. Однако все эти факторы могут существенно трансформироваться (вплоть до полной нейтрализации) под влиянием культуры. Наличие культурного пространства создает возможность самоопределения для любого конкретного человека и малой группы вопреки социальной ситуации и даже в оппозиции к ней.
Философская культурология и культурантропология исходит из того, что именно в культуре закрепляется факт освобождения человека из-под опеки социальности в любых ее формах - политического тоталитаризма, коллективизма, группизма и различных способов принуждения. Именно культура "раскупоривает" социальную организацию и создает то измерение исторического процесса, в котором возможно накопление опыта свободы.