Как я утверждал выше, формирование представлений о виртуальном пространстве культуры (в котором представления о должном и возможном являются более реальными, чем существующие социальные ограничения и фактические обстоятельства) находится в тесной связи с осознанием (утверждением) значения и роли рамочных способов употребления знаний и ситуациях коллективной мыследеятельности. Вместе с тем, все множество рамочных употреблений знаний не сводится и не может быть сведено к случаям "культурной детерминации". Культура есть лишь один из типов рамок, и, по-видимому, характеристической формой возникновения культурной нормы является "усечение" определенных рангов рефлексии.
Распространение телеологической трактовки культуры как пространства свободы означает, вместе с тем, и ограничение культурологического подхода. Бурное развитие информационных, экранных и политических технологий в XX в. заставляет интеллектуалов признать, что, помимо культуры, существуют другие типы рамок, влияющие на процессы самоопределения, коммуникации и действия. Денатурализация понятия культуры и возвращение к анализу рамочных функций и рамочных способов употребления знаний в ситуациях коллективной мыследеятельности приводит к возникновению нового типа и сферы деятельности - культурной политики. Это рассуждение подчеркивает неопределенность и. двусмысленность этого термина.
По своему происхождению идея культурной политики связана с понятием культуры и процессами политизации культурных факторов, характерными для конца XIX - начала XX столетия [16]. Однако эта связь неоднозначна. Культурполитическая установка признает производящий (детерминирующий) характер культурных норм и превращает культуру из рамки мира в предмет манипулирования и воздействия. Признавая — па первом шаге, что самодеятельность возникает только в пространстве культурной организации, культурная политика делает процессы изменения и реструктурации указанного культурного пространства предметом особого типа мышления и деятельности. Это заставляет - на следующем шаге - отказаться от заведомо зауженной ориентации на культуру и вернуться к анализу различных типов рамок и процессам рамочного употребления знаний в целом.
Можно сказать, что подобная расширительная трактовка культурной политики (по отношению к базовой идее культуры) возникает в тот момент, когда становится очевидным, что любое слово является действием (или может им стать при определенных условиях). Интерсубъективное взаимодействие и коммуникация начинают трактоваться как способ передачи (усвоения) смыслообразующих рамок.
С этой точки зрения культурная политика производит новые смыслы в коммуникации и понимании, создает культурные гештальты и "перцептивные конфигурации", а за счет этого создает пространства для возможных и допустимых в данных рамках поступков и действий. Активизируя работу представления (идеирования, фантазии, проектирования) и создавая новые методы объективации знаний и других эпистемологических организованностей, культурная политика ведет борьбу за распространение и внушение определенных представлений (рамок), одновременно превращаясь в борьбу за возможность сохранять или трансформировать условия человеческой мыследеятельности. П. Бурдье в одной из своих работ [19] указывал, что тот, кто обладает возможностью называть, может вызывать к существованию при помощи номинации.
В последней четверти XX ст. складывается особая сфера культурной политики, которая включает в себя (помимо образования и средств массовой информации) массовые политические технологии, дизайн и художественное проектирование, юридическую (правовую) и финансовую инженерию, имиджмейкинг и развитие общественных связей, рекламу и маркетинг, архитектурное проектирование и формирование среды обитания (от визуальной среды современного города до экологической среды жизнедеятельности в целом).
Социальные науки и философия в контексте культурной политики приобретают
новый тип практичности, влияют на ее инструментарий и содержание. В тоже время
возникновение и бурное развитие сферы культурной политики проблематизирует существующие техники интеллектуальной работы и предметно организованного мышления. Эти изменения во многом стимулируют отработку и распространение рамочных техник организации мыслительной работы и ситуаций коллективной мыследеятельности.