IV. Приоритетные задачи, этапы и сроки реализации Стратегии

Показатели, характеризующие результаты реализации Стратегии, задают ориентиры устойчивого развития общества в той части, которая зависит от транспорта.

Для достижения результатов Стратегии необходимо решить следующие приоритетные задачи.

3.1. Ликвидировать основные разрывы и «узкие» места в опорной транспортной сети.

Решение задачи предполагает реализацию комплекса инфраструктурных проектов, направленных на развитие опорной сети для обеспечения целостности и единства страны, устранения диспропорций в развитии регионов и развития единого экономического пространства России.

Принципиальное значение будут иметь:

1) в сфере автомобильных дорог

- завершение строительства автомобильной дороги Чита – Хабаровск с дальнейшим выходом на Ванино, которая обеспечит завершение создания самой протяженной в мире национальной автомагистрали Москва-Владивосток (10 тыс. км), свяжет дорожную сеть Дальневосточного региона с опорной сетью дорог страны и даст мощные стимулы для социально-экономического развития восточных территорий и развития транзитного потенциала России;

- сооружение распределительных магистралей типа кольцевых дорог для мегаполисов, в том числе кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, строительство новых вводов на городскую территорию;

- строительство обходов крупных городов: Нижнего Новгорода, Сочи, Новосибирска, Красноярска, Иркутска;

- завершение строительства крупных мостовых переходов через р. Волга у городов Ярославль, Ульяновск и Волгоград; через р. Кама в Пермской области; через р.Обь у г. Новосибирска, через р. Ангара у г. Иркутска, через р. Кигач в Астраханской области, р.Томь в Кемерово.

В результате протяженность дорог общего пользования составит 605,1 тыс. км, доля федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, увеличится на 3,8 процента, доля федеральных дорог с превышением нормативной загрузки снизится более чем на 2,6 процента, средняя скорость движения увеличится на 7-8 процентов;

2) на железнодорожном транспорте

- комплексное развитие инфраструктуры транспортных коридоров и технологий управления перевозками, повышение пропускной способности наиболее загруженных железнодорожных линий и ликвидация «недостающих звеньев» на железнодорожных путях общего пользования;

- дальнейшая реализация проектов, связанных с освоением минерально-сырьевой базы регионов Сибири и Дальнего Востока;

- увеличение пропускной способности железных дорог на подъездах к крупным портам и транспортным узлам (Новороссийск, Санкт-Петербург, Мурманск, Усть-Луга, Оля, Восточный);

- завершение строительства участков Новый Уренгой-Надым, Новый Уренгой-Ямбург, железнодорожно-автомобильного моста на р. Амур у г. Хабаровска.

Протяженность построенных железнодорожных линий общего пользования составит более 800 км, будет построено 1 тыс. км дополнительных главных путей, электрификация линий составит 1,6 тыс. км, средняя участковая скорость в грузовом движении составит 43,8 км/час;

3) на воздушном транспорте

- формирование опорной сети аэропортов федерального значения (крупных пересадочных узлов и региональных аэропортов);

- модернизация объектов авиатранспортной (наземной) инфраструктуры, внедрение современных технологий и новых типов наземной техники;

- модернизация технического обеспечения воздушных трасс, районов аэродромов и нижнего воздушного пространства, формирование шести укрупненных центров организации воздушного движения.

Принципиальным является развитие системы узловых аэропортов: Центральный федеральный округ (Московский авиаузел), Приволжский федеральный округ (Курумоч), Южный федеральный округ (Пашковский), Сибирский федеральный округ (Емельяново, Толмачево, Иркутск), Уральский федеральный округ (Кольцово), Северо-Западный федеральный округ (Пулково), Дальневосточный федеральный округ (Хабаровск, Якутск), а также 16 региональных аэропортов, из них 14 федерального значения (Калининград, Минеральные Воды, Ростов-на-Дону, Томск, Иркутск, Улан-Удэ, Архангельск, Мурманск, Владикавказ, Астрахань, Геленджик, Ульяновск, Пермь, Хатанга) и 2 аэропорта местного значения (Курган, Нерюнгри).

Количество введенных в эксплуатацию производственных объектов наземной базы аэропортов составит 58 единиц, будет реконструировано 45 взлетно-посадочных полос, осуществлена замена светосигнального оборудования на 30 аэродромах;

4) на водном транспорте

- увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами и улучшенными параметрами судовых ходов и освещаемой обстановкой;

- обеспечение безопасной эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений;

- строительство на р. Дон 2-й нитки шлюза Кочетовского гидроузла, на р. Волга выше Нижнего Новгорода (в районе пос. Большое Козино) низконапорного гидроузла с плотиной и судоходным шлюзом, совмещенного с автодорожным мостовым переходом на трассе Москва-Киров, на Волго-Балтийском водном пути 2-ой нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла и ряда других объектов обеспечат ликвидацию лимитирующих участков, сохранение Единой глубоководной системы Российской Федерации и активизацию использования внутренних водных путей в транзитных маршрутах.

Доля эксплуатируемых внутренних водных путей с освещаемой, отражательной и комбинированной обстановкой увеличится и составит 30 процентов. Это позволит обеспечить безопасные условия судоходства, увеличение объемов перевозок массовых грузов, развитие мультимодальных (смешанных) перевозок, повышение устойчивости завоза грузов в районе Крайнего Севера и местности, приравненные к ним, создать условия для поэтапного открытия внутренних водных путей для прохода иностранных судов.

Реализация мероприятий позволит улучшить внутреннюю связанность элементов транспортной системы России, обеспечить экономический рост и социальное развитие страны.

3.2. Повысить эффективность системы товародвижения.

Для решения задачи необходима реализация следующих мероприятий:

1) внедрение современных логистических и информационных технологий, комплексное развитие контейнерных перевозок, перевозок грузов с применением контрейлеров, транспортных пакетов, что позволит значительно повысить скорость обработки и транспортировки грузов, сократить уровень складских запасов.

Формирование единого информационного ресурса транспортной системы улучшит информационное взаимодействие всех участников транспортного рынка (грузовладельцев, перевозчиков, стивидоров, банковских и страховых структур), что существенно повысит эффективность работы транспортного сектора.

К 2010 году спутниковые системы станут основой речной, воздушной и дорожной навигации, повседневным инструментом слежения за транспортными средствами и контейнерами. Уровень охвата спутниковыми навигационными системами территории России составит к 2007 году около 18 млн. кв. км;

2) реализация комплекса инфраструктурных проектов, направленных на создание альтернативных маршрутов на основных направлениях товародвижения (автомагистраль «Западный Скоростной Диаметр» в г. Санкт-Петербург, скоростная автомагистраль Москва-Санкт-Петербург, Центральная кольцевая автомобильная дорога в Московской области), реконструкция основных транспортных узлов, строительство новых и усиление существующих подходов к развивающимся экономическим районам, морским и речным портам, терминалам позволит улучшить взаимодействие различных видов транспорта и значительно увеличить скорость доставки грузов;

3) обновление парка транспортных средств, приведение его в соответствие с международными стандартами. В частности, предусматривается поставка на железнодорожном транспорте: тягового подвижного состава – 2,1 тыс. ед., грузовых вагонов (полувагонов) – 35,6 тыс. ед. Будет происходить существенное обновление парка автотранспортных средств за счёт поступления на рынок нового подвижного состава, соответствующего международным нормам безопасности и экологичности.

Реализация этих мероприятий позволит к 2010 году снизить удельные транспортные издержки на 4-6 процента по сравнению с 2005 годом, повысить скорость доставки грузов в среднем на 8-10 процентов, а в основных международных транспортных коридорах – на 15-25 процентов.

3.3.Реализовать транзитный потенциал Российской Федерации и повысить конкурентоспособность российских перевозчиков.

Для решения задач ускоренной интеграции Российской Федерации в мировую экономику, активного выхода на новые международные рынки, роста экспорта транспортных услуг необходима адекватная модернизация транспортной инфраструктуры и повышение конкурентоспособности российских перевозчиков, а именно:

1) реализация комплексных инфраструктурных проектов, направленных на устранение разрывов и «узких» мест на главных направлениях международных транспортных коридоров и их ответвлениях (развитие Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов), создание альтернативных маршрутов на направлениях максимальной концентрации внешнеторговых и транзитных грузо- и пассажиропотоков (скоростные и высокоскоростные магистрали), что привлечет дополнительно 20-25 млн. тонн транзитных грузов;

2) модернизация арктической транспортной системы (включая развитие ледокольного флота нового поколения), что обеспечит стратегический контроль российского сектора Арктики, устойчивый экспорт по северным морским коммуникациям, даст импульс для нового освоения ресурсов северных территорий, создаст предпосылки для транзитных перевозок по трассе Северного морского пути, будет способствовать улучшению условий жизни коренных малочисленных народов Севера;

3) модернизация и комплексное развитие портов на направлениях международных транспортных коридоров на Северном, Балтийском, Азово-Черноморском и Дальневосточном бассейнах (Архангельск, Мурманск, Калининград, Приморск, Санкт-Петербург, Усть-Луга, Высоцк, Новороссийск, Железный Рог, Туапсе, Тамань, Восточный, Ванино), наращивание мощностей имеющихся и создание дополнительных контейнерных терминалов значительно снизят зависимость России от иностранных портов, а создание Российского международного реестра судов - зависимость от фрахта судов под иностранным флагом;

4) формирование сети аэропортов-хабов, в первую очередь на базе Московского авиаузла, включая создание и внедрение новой перспективной автоматизированной системы управления воздушным движением, развитие аэровокзальных и грузовых комплексов, модернизацию объектов наземной инфраструктуры, что позволит увеличить объем трансфертных пассажиров до 3-4 млн. пассажиров в год;

5) развитие логистических и информационных технологий, интеграция единого информационного ресурса с аналогичными ресурсами зарубежных стран, комплексная модернизация и обустройство железнодорожных и автомобильных, морских и речных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, упрощение пограничных и таможенных процедур на основе внедрения передовых информационных и управленческих технологий повысят эффективность грузодвижения в системе внешней торговли;

6) обновление парка транспортных средств повысит конкурентоспособность российских перевозчиков на рынке транспортных услуг.

Будет приобретено морских судов – 126 единиц, доля воздушных судов, удовлетворяющих стандартам главы 3 ИКАО по авиационному шуму, будет составлять 60 процентов; доля парка автотранспортных средств, соответствующих стандартам Евро-2, Евро-3, Евро-4, будет составлять не менее 20 процентов.

К 2010 году объемы перевалки грузов в российских морских портах увеличатся в 1,3 раза и составят 542 млн. тонн в год (в 2005 году – 407млн. тонн в год). 55-56 процентов тоннажа контролируемого Российской Федерации торгового флота будет зарегистрировано в национальных реестрах (в 2005 году – 49-50процентов).

Транзитные перевозки грузов возрастут на 20-25 млн. тонн по сравнению с 2005 годом, объем перевозок трансфертных пассажиров увеличится в 8-10 раз и составит 3-4 млн. пассажиров.

3.4. Повысить уровень доступности транспортных услуг для населения.

Развитие транспорта должно стать одним из условий повышения качества жизни и социально-экономического развития регионов. Решение задачи предусматривает реализацию следующих мероприятий:

1) строительство и реконструкция 16,3 тыс. км автомобильных дорог общего пользования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, что обеспечит доступ к опорной транспортной сети для значительной части населения;

2) обеспечение приемки ведомственных дорог в сельских и лесных районах ориентировочной протяженностью до 44,6 тыс. км в сеть дорог общего пользования с предварительным приведением их в нормативное техническое состояние в увязке с федеральной целевой программной «Социальное развитие села до 2010 года», что позволит исключить потери производителей продукции сельского хозяйства и лесоперерабатывающей промышленности из-за бездорожья, повысить конкурентоспособность отечественного производства, предотвратить отток населения из сельскохозяйственных и лесных регионов;

3) реализация комплекса локальных транспортных проектов (строительство автомобильной дороги Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре; мостовых переходов через р. Волга у с. Пристанное, р. Ветлуга в Республике Марий Эл, р. Томь в Томской области; строительство железнодорожных линий Беркакит – Томмот – Якутск и Кызыл-Курагино, реконструкция Сахалинской железной дороги; строительство комплекса морской железнодорожно-автомобильной паромной переправы Усть-Луга - Балтийск - порты Германии; увеличение объема пассажирских перевозок воздушным транспортом в районы Крайнего Севера) качественно повысит уровень транспортного обеспечения отдельных регионов;

4) развитие системы общественного пассажирского транспорта (развитие маршрутной сети, метро, других скоростных видов транспорта, повышение ценовой доступности услуг общественного транспорта для абсолютного большинства населения при обеспечении стандартов качества перевозок, создание рынка услуг по транспортному обслуживанию инвалидов и других категорий маломобильных граждан) значительно повысит качество транспортного обслуживания и создаст альтернативу неконтролируемому росту использования личного автотранспорта в крупных городах.

Реформа городского общественного транспорта предусматривает в первую очередь обновление парка транспортных средств на пассажирском транспорте общего пользования;

5) развитие пригородного и междугородного автобусного сообщения, воздушных и речных пассажирских перевозок в тех частях страны, где эти виды транспорта являются безальтернативными, значительно повысят доступность услуг учебных, медицинских, культурных учреждений для большой части населения страны;

6) развитие магистральных видов транспорта, в первую очередь гражданской авиации. Главной стратегической задачей для гражданской авиации является восстановление ее роли как общедоступного вида магистрального транспорта. Резкое изменение соотношения между уровнем среднедушевого дохода и средним уровнем пассажирских тарифов на первом этапе реформ сделало для значительной части населения недоступными дальние поездки. Тем самым сложилась реальная угроза транспортной разобщенности страны, фактической транспортной изоляции отдельных регионов;

7) развитие скоростных и высокоскоростных пассажирских железнодорожных перевозок также будет способствовать повышению деловой активности и транспортной подвижности населения России;

8) создание единого информационного ресурса на пассажирском транспорте позволит внедрить современные технологии дистанционного резервирования и оплаты билетов, что значительно повысит доступность и качество транспортных услуг.

К 2010 году уровень доступности населения и хозяйствующих субъектов к основным транспортным коммуникациям увеличится на 10 процентов, подвижность населения России возрастет в 1,24 раза (в 2004 году – 4300 км на одного гражданина в год, в развитых странах – более 10 000 км).

3.5. Повысить уровень безопасности и устойчивости функционирования транспортной системы.

Повышение безопасности и устойчивости транспортной системы является условием обеспечения гарантированной Конституцией Российской Федерации безопасности граждан. В первую очередь необходимо повысить уровень технико-технологической безопасности транспортной деятельности, транспортных коммуникаций, технологий и техники:

1) общенациональным приоритетом является повышение безопасности дорожного движения. Предполагается снижение темпов роста аварийности относительно темпов увеличения автомобильного парка, снижение тяжести ДТП и количества погибших на дорогах.

К числу причин дорожно-транспортных происшествий относятся техническое состояние автомобильного транспорта, низкий уровень профессиональной подготовки водителей, отсутствие системы допуска водителей к перевозкам грузов и пассажиров, неблагоприятные дорожные условия, связанные как с неудовлетворительным содержанием автомобильных дорог, так и с их недостаточным техническим оснащением.

Сегодня дорожные условия являются одним из факторов аварийности. В результате реализации Стратегии к 2010 году количество дорожно-транспортных происшествий из-за сопутствующих дорожных условий снизится на 3,8 процента по сравнению с 2005 годом;

2) разработка и внедрение комплексной системы обеспечения безопасности портов и судов под российским флагом с оснащением их современными техническими средствами и оборудованием создаст условия для безопасного мореплавания;

3) организация судоходства на внутренних водных путях с применением систем спутниковой навигации и электронных карт, создание систем управления движением судов значительно повысит безопасность на внутреннем водном транспорте;

4) техническая модернизация системы управления воздушным движением обеспечит комплексное повышение безопасности на авиалиниях;

5) совершенствование систем управления железнодорожным транспортом и модернизация технических средств позволят существенно повысить безопасность железнодорожных перевозок;

6) одной из важнейших составляющих обеспечения устойчивости функционирования транспортной системы станет оптимальное согласование интересов работников, работодателей и государства. Основными задачами в этой области являются обеспечение качественной профессиональной деятельности работников транспорта, социальной привлекательности транспортных профессий и социальной стабильности в организациях транспорта;

7) традиционный приоритет безопасности транспортного процесса будет дополнен требованием обеспечения антитеррористической безопасности на транспорте. Будет реализовываться единая система антитеррористической защиты транспортных объектов и средств всех видов транспорта с использованием современных технических средств и организационных процедур. Этому, в частности, будут способствовать оснащение пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации современной досмотровой техникой, так практически все аэропорты будут оснащены досмотровым оборудованием, обеспечивающим антитеррористическую защищенность;

8) будет обеспечен охват территории Российской Федерации и акватории Мирового океана в зоне ответственности Российской Федерации деятельностью специализированных аварийно-спасательных служб на воздушном и водном транспорте на уровне, соответствующем международным и национальным требованиям.

Решение этой задачи предполагает проведение организационно-технических мероприятий, оснащение специализированных аварийно-спасательных служб соответствующим оборудованием, позволяющим повысить уровень безопасности;

9) создание единого информационного ресурса транспортного сектора будет способствовать интеграции формируемых на различных видах транспорта систем безопасности, организации системы мониторинга транспортных средств, а также созданию управляющих систем безопасности на транспорте.

К 2010 году показатель числа погибших на 1000 автомобилей снизится на 12 процентов (в 2005 году в России он составил 1,51; в развитых странах - порядка 0,3-0,6). Уровень охвата территории Российской Федерации деятельностью аварийно-спасательных служб на воздушном транспорте составит 100 процентов.

Учёт экологичности и безопасности работы транспорта при принятии управленческих решений позволит обеспечить снижение ущерба от негативных последствий транспортной деятельности на 20-30 процентов по отношению к уровню 2004 года.

3.6. Целевые индикаторы Стратегии.

Реализация Стратегии позволит достигнуть следующих результатов:

уровень транспортных издержек в себестоимости готовой продукции снизится на 4-6 процентов при снижении грузоемкости экономики на 6-8 процентов (в 2005году в России она составляла 2,9 ткм/USD ВВП, в развитых странах – порядка 1,странах Восточной Европы – 2-3ткм/ USD 1 ВВП, в СССР этот показатель превышал 12)3;

транспортная подвижность населения возрастет в 1,24 раза (в 2005 году этот показатель составлял в России 4300 км на одного гражданина в год, в развитых странах – более 10 000 км); в настоящее время подвижность населения России почти в 2,5 раза ниже, чем в развитых зарубежных странах;

аварийность на транспорте снизится. Показатель числа погибших на 1000 автомобилей снизится на 11 процентов (в 2005 году в России он составил 1,51; в развитых странах - порядка 0,3);

уровень доступности населения и хозяйствующих субъектов к основным транспортным коммуникациям увеличится на 10 процентов;

индекс роста транспортных тарифов не превысит темпы инфляции (в 2005 году это соотношение было на уровне 1,1);

объем экспорта транспортных услуг увеличится в 1,7 раза и составит 13,1 млрд. долларов (в 2005году – 7,5 млн. долларов).

Показатели решения отдельных задач увязаны с целевыми индикаторами Стратегии и приведены в приложениях №2 и 3.

3.7. Этапы и сроки реализации Стратегии.

Реализация Стратегии предполагается в два этапав соответствии с необходимостью последовательного осуществления мер государственного регулирования, направленных на решение системной проблемы, сдерживающей развитие транспортной системы.

На первом этапе (2006-2007 годы) развитие транспортной системы будет ориентировано на более эффективное использование имеющихся мощностей.

Основные средства будут направляться на реализацию следующих мероприятий:

реконструкция и строительство особо важных объектов транспортной инфраструктуры, в первую очередь - объектов, обеспечивающих безопасность функционирования транспортных систем;

содержание, своевременный ремонт и эксплуатация находящихся в государственной собственности объектов, обеспечивающих эффективное и безопасное функционирование транспортных систем;

предоставление субсидий из федерального бюджета для строительства и реконструкции территориальных автомобильных дорог, имеющих важное межрегиональное и региональное значение, и приведение в нормативное техническое состояние ведомственных дорог, фактически выполняющих функции автомобильных дорог общего пользования в сельских и лесных районах, в целях их приемки в сеть дорог общего пользования, а также из средств бюджетов соответствующих уровней для осуществления социально-значимых перевозок.

Это позволит к 2008 году:

увеличить долю протяженности федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, в общей протяженности сети федеральных дорог на 0,8 процента;

увеличить протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей с освещаемой, отражательной и комбинированной обстановкой до 27,1 тыс. км;

обеспечить строительство и реконструкцию 403 км железнодорожных линий;

построить и реконструировать 5,7 тыс. км автомобильных дорог общего пользования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

довести степень охвата территории Российской Федерации деятельностью аварийно-спасательных служб на воздушном транспорте до нормативного уровня;

оснастить аэропорты федерального и международного значения досмотровым оборудованием, обеспечивающим антитеррористическую защищенность.

Кроме того, на первом этапе (2006-2007 годы) предусматриваются следующие мероприятия:

разработка целевых федеральных и ведомственных программ;

разработка транспортно-экономического баланса;

разработка и корректировка отраслевых и региональных стратегий развития транспортной системы;

создание максимально благоприятных условий для привлечения негосударственного капитала к строительству и эксплуатации новых транспортных объектов;

создание системы взимания дорожных сборов с большегрузных автомобилей;

перестройка системы статистического наблюдения в транспортной отрасли.

На втором этапе (2008-2010 годы) должно быть обеспечено развитие транспортной отрасли, направленное на ускоренную диверсификацию и решение комплекса приоритетных задач.

Модель ускоренной диверсификации предполагает радикальное улучшение инвестиционного климата, проведение активных структурных преобразований, преодоление тенденции нарастающего износа основных фондов транспорта, повышение технологического уровня транспортных систем.

В этот период должны быть реализованы следующие меры стратегического характера:

разработка и реализация комплекса инфраструктурных проектов, направленных на устранение разрывов и «узких» мест в опорной транспортной сети;

повышение эффективности использования современных перевозочных, управленческих и информационных технологий;

комплексное развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров;

увеличение пропускной способности морских портов;

повышение пропускной способности международных аэропортов;

комплексная модернизация и развитие системообразующих объектов Единой системы организации воздушного движения;

создание современных мультимодальных логистических центров;

комплексная модернизация и обустройство железнодорожных, автомобильных, морских и речных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;

подготовка и реализация инфраструктурных проектов на условиях государственно-частного партнерства;

реализация локальных транспортных проектов, направленных на обеспечение доступности транспортных услуг для населения и хозяйствующих субъектов;

повышение уровня безопасности транспортного процесса на основе обеспечения стандартов безопасности;

сокращение сферы тарифно-ценового регулирования;

развитие структурных реформ на отдельных видах транспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: