double arrow

V. Целевые программы и комплекс обеспечивающих мероприятий

Решение приоритетных задач Стратегии будет осуществляться в рамках федеральных и ведомственных целевых программ и комплекса обеспечивающих мероприятий внепрограммного характера.

4.1. Федеральные целевые программы:

1) ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».

Откорректированная программа утвержденапостановлением Правительства Российской Федерацииот 31 мая 2006 г. № 338.

Государственный заказчик-координатор программы – Министерство транспорта Российской Федерации.

В состав программы входят 6 подпрограмм, сформированных по отраслевому и функциональному признаку: «Автомобильные дороги», «Гражданская авиация», «Внутренние водные пути», «Железнодорожный транспорт», «Морской транспорт», «Развитие экспорта транспортных услуг (2006-2010 годы)».

В 2007 году предполагается разработать федеральную целевую программу «Развитие общественного пассажирского транспорта (2008-2015 годы)». Подпрограмма будет направлена на повышение качества жизни населения и включать мероприятия по развитию и модернизации инфраструктуры традиционных видов общественного пассажирского транспорта4 и созданию скоростных транспортных систем (метро, скоростной трамвай, скоростное пригородное движение) на основе привлечения частных инвестиций в рамках государственно-частных партнерств, обновлению парка подвижного состава, развитию новых технологий управления общественным пассажирским транспортом, реализации проектов по развитию современной системы малой авиации и пассажирского речного транспорта в труднодоступных регионах, где эти перевозки являются безальтернативными, созданию необходимого комплекса правовых, организационных и экономических условий для развития общественного пассажирского транспорта на основе формирования общероссийского рынка услуг, развития конкуренции, широкого привлечения частных операторов и инвесторов.

Реализация мероприятий подпрограммы позволит повысить качество пассажирских перевозок, доступность социальных услуг (услуг медицинских, учебных, культурных учреждений) для абсолютного большинства граждан России, включая инвалидов и других категорий маломобильных граждан;

2) ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

Утверждена постановлением Правительства российской Федерации от 20 февраля 2006 г. №100.

Государственный заказчик-координатор - Министерство внутренних дел Российской федерации.

Государственные заказчики: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по образованию, Федеральное дорожное агентство;

3) ФЦП «Глобальная навигационная система» (ГЛОНАСС).

Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от
20 августа 2001 г. № 587.

Государственный заказчик-координатор - Российское авиационно-космическое агентство.

Государственный заказчик-координатор программных мероприятий в интересах обороны и безопасности Российской Федерации - Министерство обороны Российской Федерации.

Государственные заказчики: Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство геодезии и картографии (постановление Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. №1355);

4) ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)».

Государственный заказчик-координатор – Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

5) ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года».

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 г. № 76-р.

Государственный заказчик-координатор – Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Государственные заказчики: Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по связи и информатизации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

4.2. Ведомственные целевые программы

Основой для разработки ведомственных целевых программ является необходимость реализации мероприятий, направленных на оказание государственных услуг внешним потребителям.

Ведомственные целевые программы направлены на решение отдельных мероприятий в рамках приоритетных задач.

В настоящее время осуществляются ведомственные целевые программы, выделенные в аналитических целях при формировании среднесрочного финансового плана:

«Обеспечение эксплуатации внутренних водных путей и гидротехнических сооружений на них», «Содействие повышению доступности услуг воздушного транспорта населению Крайнего Севера», «Содействие созданию условий для осуществления перевозок пассажиров в г.Калининград и обратно», «Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования в субъектах Российской Федерации в рамках непрограммной части ФАИП (субсидии)», «Строительство метрополитенов в рамках программы развития метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта в Российской Федерации до 2015 года», «Осуществление контроля и надзора в сфере транспорта», «Содействие повышению услуг железнодорожным транспортом», «Организация навигационного, гидрографического обеспечения безопасности мореплавания и систем связи при бедствиях», «Государственная поддержка обновления парка судов водного транспорта», «Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов гражданской авиации», «Обеспечение технической оснащенности аварийно-спасательных служб на водном транспорте», «Обновление парка автоколонн войскового типа», «Топографо-геодезическое обеспечение Российской Федерации на 2007-2009 гг.», «Обеспечение потребности транспортного комплекса в специалистах с уровнем профессиональной подготовки, отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы», «Повышение уровня медицинского обслуживания работников транспорта», «Антитеррористическая защищенность метрополитенов», «Государственная поддержка обновления парка воздушных судов».

Перечень и очередность мероприятий целевых программ разработаны с учетом принципов и основных направлений формирования опорной транспортной сети и развития транспортной инфраструктуры, совершенствования транспортной технологии и техники. Крупнейшие проекты общегосударственного значения, представлены в приложении № 4.

4.3. Комплекс обеспечивающих мероприятий.

Комплекс обеспечивающих мероприятий направлен на создание условий для э ффективной реализации приоритетных задач Стратегии:

1) создание нормативной правовой базы.Эффективное и динамичное развитие транспортной отрасли, конкурентоспособность российских транспортных предприятий во многом будут зависеть от принятия ряда важнейших федеральных законов, среди которых можно выделить следующие законы:

«О платных автомобильных дорогах», «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», «О морских портах Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности аэропортов», «Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации», «О транзитных и комбинированных перевозках», «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации», «О транспортной безопасности», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях», «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании развития авиации», внесение изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации, разработку и принятие подзаконных актов, направленных на реализацию Федерального закона «О концессионных соглашениях».

Отсутствие указанных законов рассматривается как серьезное препятствие в реализации стратегических целей и достижения результатов Стратегии.

Кроме того, нормативное правовое обеспечение включает:

разработку и принятие технических регламентов в области транспорта, законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих особенности земельных отношений при планировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации транспортной инфраструктуры общего пользования, включая законодательство о резервировании земель для строительства и реконструкции автомобильных дорог, объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и других видов транспорта в Российской Федерации, порядке изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одной категории в другую;

разработку предложений в законодательные и иные нормативные правовые акты, направленные на успешную реализацию проектов государственно-частного партнерства в области развития транспортной инфраструктуры (в частности, при участии инвестора в реализации особо капиталоемких с длительными сроками окупаемости проектов);

разработку проектов нормативных актов по вопросам безопасности мореплавания, исходя из положений Кодекса торгового мореплавания, требований транспортной безопасности;

разработку и принятия нормативных правовых актов в области железнодорожного транспорта на основе переработки нормативных правовых актов упраздненного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 МПС России;

подготовку и принятие нормативных правовых актов, направленных на упрощение процедур таможенного оформления и сопровождения на границе;

подготовку и принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих финансовую базу создания и эксплуатации территориальных и муниципальных автомобильных дорог общего пользования на основе совершенствования целевых источников финансирования;

разработку правовых основ ценообразования на транспорте;

разработку новой классификации дорог, направленной на реализацию Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и предусматривающей введение трехуровневой системы автомобильных дорог общего пользования: федеральной, территориальной и муниципальной;

разработку и принятие нормативных правовых актов, регулирующих систему допуска на осуществление перевозок грузов и пассажиров;

разработку и принятие нормативных правовых актов, регулирующих особенности труда работников транспорта;

2) повышение результативности государственного управления в сфере транспорта:

отработка в рамках административной реформы форм и методов взаимодействия Министерства транспорта Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;

отработка в рамках административной реформы форм и методов взаимодействия Министерства транспорта Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти с саморегулируемыми организациями, в том числе по поводу передачи им части государственных функций;

реформирование государственного сектора на транспорте, в том числе повышение эффективности функционирования подведомственных Министерству транспорта Российской Федерации и находящихся в его ведении федеральных органов исполнительной власти, предприятий и учреждений, что является неотъемлемым условием их постепенного перехода к системе рыночных отношений;

повышение эффективности расходования бюджетных средств на основе совершенствования системы среднесрочного планирования и бюджетирования ориентированного на результаты, расширения сферы применения программно-целевых методов;

разработка и реализация механизмов государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе в части приобретения современного подвижного состава;

проведение научных исследований по приоритетным направлениям стратегического управления на транспорте (прогнозирование, планирование, программирование);

реформирование системы профессиональной подготовки в транспортной отрасли на основе разделения академического образования и профессиональной подготовки, гармонизации ее с мировой практикой;

совершенствование системы квалификационных требований к работам и профессиям рабочих, должностям руководителей и специалистов транспорта;

развитие системы социального партнерства;

разработка предложений по созданию единого информационного ресурса транспортного сектора на основе формирования системы государственных информационных ресурсов общего и ограниченного (только для государственных органов) доступа в части информации о состоянии транспорта с учетом состава и структуры информации, необходимой для оценки тенденций развития транспортного комплекса и эффективности государственного регулирования;

совершенствование системы государственного и ведомственного статистического учета в целях внедрения методов бюджетирования, ориентированного на результаты, с учетом показателей для оценки результативности деятельности субъектов бюджетного планирования, главных распорядителей и получателей бюджетных средств;

3) дальнейшее проведение структурных реформ на транспортес целью повышения конкурентоспособности транспортной отрасли и ее привлекательности как сферы бизнеса и инвестиций:

а) железнодорожный транспорт:

обеспечение гарантированного недискриминационного доступа независимых перевозчиков к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта;

совершенствование тарифной политики с учетом необходимости унификации тарифов, сокращения перекрестного субсидирования, обеспечения безубыточности пассажирских перевозок и стимулирования конкуренции в отрасли;

образование компании по пассажирским перевозкам дальнего следования;

обеспечение финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли, в том числе на основе введения раздельного финансового учета;

обеспечение выделения из состава единого хозяйствующего субъекта (ОАО «Российские железные дороги») ремонтно-эксплуатационной базы, других видов деятельности, в том числе непрофильных;

б) гражданская авиация:

повышение конкурентоспособности отечественных авиакомпаний на основе оптимизации их количества, специализация по масштабу и характеру деятельности;

оптимизация сети аэропортов в России с учетом геополитических интересов государства и экономической целесообразности;

повышение эффективности деятельности аэропортов за счет расширения спектра предоставляемых услуг;

реформирование системы организации воздушного движения на основе законодательно закрепленного сохранения равенства прав всех пользователей воздушного пространства на его использование и выполнения международных обязательств, принятых Российской Федерацией;

в) городской пассажирский транспорт:

разделение управления системой городского пассажирского транспорта и непосредственного выполнения перевозок;

постепенное выравнивание уровней транспортной обеспеченности городов на основе единых социальных стандартов;

создание равных условий для операторов различных форм собственности;

создание условий для улучшения качества услуг общественного пассажирского транспорта, в том числе скоростного внеуличного, с целью повышения его привлекательности по отношению к использованию личного автотранспорта;

г) морской транспорт:

реформирование системы управления в морских торговых и специализированных портах;

создание благоприятных условий для надежного функционирования трассы Северного морского пути и формирования транспортной инфраструктуры, обеспечивающей этот процесс;

д) водный транспорт:

совершенствование бассейнового принципа управления внутренними водными путями, учитывающего федеральные и региональные интересы;

разделение функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности в системе управления внутренних водных путей;

поэтапное открытие внутренних водных путей для прохода судов под флагом иностранного государства, развитие речного туризма;

е) промышленный транспорт:

учет особенностей функционирования железнодорожного транспорта необщего пользования при разработке соответствующих технических регламентов;

создание условий, предотвращающих дискриминацию и монопольные проявления в отношении пользователей, технологически связанных с железнодорожными путями необщего пользования;

уточнение и правовое закрепление сфер государственного регулирования и саморегулирования на технологическом транспорте;

ж) автомобильный транспорт:

совершенствование системы допуска к транспортной деятельности на основе механизмов сертификации, лицензирования и подтверждения соответствия транспортных средств и услуг установленным требованиям;

стимулирование создания крупных транспортно-экспедиторских компаний, специализирующихся на доставке грузов в междугородном сообщении на основе применения терминальных технологий;

создание систем централизованного автотранспортного обслуживания крупных грузообразующих объектов;

з) дорожное хозяйство:

уточнение и изменение существующей классификации дорог с соответствующим перераспределением ответственности за состояние и развитие автомобильных дорог между уровнями государственной власти, местного самоуправления, а также новыми собственниками;

реформирование системы государственных предприятий дорожного хозяйства;

совершенствование системы финансирования дорожной отрасли;

формирование конкурентной среды в дорожной отрасли путем совершенствования условий конкурсов по выбору подрядных организаций на дорожные работы и создания равных условий для доступа независимых подрядчиков к выполнению дорожных работ;

переход на использование рейтинговых оценок деятельности органов управления дорожным хозяйством и подрядных организаций;

развитие и государственная поддержка проектных и научных дорожных организаций с целью повышения качества проектирования и внедрения прогрессивных технологий, материалов и конструкций, позволяющих продлить срок службы дорожных сооружений и снизить затраты на их эксплуатацию;

разработка национальных стандартов и иных обязательных нормативов, определяющих необходимые требования к качеству и безопасности дорожных объектов;

4) взаимодействие федеральных органов исполнительной власти по разработке ряда основополагающих документов.

Отсутствие сегодня целого ряда основополагающих документов не позволяет повысить надежность и обоснованность запланированных результатов. К ним следует отнести:

стратегию территориального развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, в первую очередь - перспективную схему размещения производительных сил (Минрегион России, Минэкономразвития России);

долгосрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России);

стратегию развития внешней торговли Российской Федерации, разработанную с учетом состояния мировой экономической конъюнктуры, оценки конкурентных преимуществ страны на мировом рынке, объемов экспорта и импорта, их структуры, степени интеграции в международное транспортное пространство (Минэкономразвития России);

основные положения демографической и миграционной политики Российской Федерации (Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, МВД России);

транспортно-экономический баланс, который должен стать основным инструментом выявления диспропорций в процессе прогнозирования и установления равновесия между спросом на транспортные услуги и их предложением (Минтранс России, Минэкономразвития России);

концепцию развития Северного морского пути и Программы развития судоходства в Арктике на период до 2020 года (Минтранс России, Минприроды России, Минпромэнерго России);

стратегию развития транспортного машиностроения, скоординированную с Транспортной стратегией Российской Федерации на период 2020 года (Минпромэнерго России, Минтранс России);

межотраслевую программу «Возрождение и развитие малой авиации» (Минтранс России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России, Минфин России);

межотраслевую программу развития региональных и межрегиональных терминально-логистических комплексов с телекоммуникационным обеспечением всех участников транспортного процесса (Минтранс России, Минрегион России, Мининформсвязи России);

систему государственного статистического учета, направленную на повышение достоверности отчетности о результатах деятельности Министерства транспорта Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования и подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств как главных распорядителей бюджетных средств (Федеральная служба государственной статистики, Минтранс России);

концепцию развития транспортных систем крупнейших городов России и соответствующих рекомендаций для городских администраций (Минтранс России);

нормативную и методическую базу системы предъявления требований к транспортным средствам и оборудованию, в том числе – в рамках соответствующих международных соглашений (Минпромэнерго России, МИД России, Минтранс России);

предложения по регулированию землепользования и налогообложения на землях транспорта и прилегающих территориях (Минтранс России, Минэкономразвития России);

механизмы перевода земель из одной категории в другую при реализации инфраструктурных проектов (Минприроды России, Минтранс России);

5) поддержка отечественных перевозчиков на международных рынках транспортных услуг:

активная поддержка международных норм и правил в области транспортной деятельности, установленных многосторонними соглашениями, в частности, – под эгидой организаций ООН, недопущение введения неоправданных региональных ограничений, создающих дискриминационные условия для международной транспортной деятельности;

обеспечение необходимой защиты наиболее слабо развитых сегментов рынка транспортных услуг в период вступления Российской Федерации в ВТО (с учетом интересов потребителей, фактического и потенциального уровня доступа иностранных поставщиков на каждый сегмент, наличия адекватной законодательной и нормативной правовой базы), а также сохранение системы двусторонних международных соглашений в области перевозок пассажиров и грузов;

повышение эффективности механизмов регулирования сегментов рынка международных перевозок, на которых действует двусторонняя разрешительная система;

проведение согласованной активной политики в международных организациях, осуществляющих допуск на международные рынки транспортных услуг;

разработка и реализация мер, стимулирующих отечественных грузоотправителей к заключению договоров поставки на базисных условиях, предусматривающих перевозку экспортных грузов отечественными транспортными организациями, а также долгосрочное фрахтование флота и парка отечественных перевозчиков;

углубление интеграционных процессов в отношениях со странами СНГ, защита общих интересов стран СНГ на международном рынке авиаперевозок, расширение географии полетов и создание альянсов между авиапредприятиями, урегулирование взаиморасчетов, выработка общей коммерческой политики при осуществлении полетов в третьи страны;

унификация норм транспортного права с учетом тенденций по заключению международных соглашений;

создание эффективной государственной системы контроля за деятельностью российских авиакомпаний на международных рынках авиаперевозок и иностранных авиаперевозчиков в Российской Федерации;

реализация мер по повышению уровня языковой подготовки в учебных заведениях гражданской авиации специалистов, в первую очередь летного и диспетчерского состава, в соответствии с требованиями ИКАО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: