Схема клинического исследования больного

Министерство образования и науки

Российской федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия»

З.Т. Эркенова, С.М. Котелевец, Р.Р. Байтокова

КЛИНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов 2-го и 3-го курсов, обучающихся по специальности 060101. 65 «Лечебное дело»

Черкесск,

Г.

УДК

ББК

И

Рассмотрено на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней.

Протокол № 2 от «6» февраля 2015 г.

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом СевКавГГТА.

Протокол № ___ от «__»_____ 2014 г.

Рецензент: Б.А. Хапаев – д.м.н., профессор, зав. кафедрой внутренних болезней медицинского института Северо-Кавказской гуманитарно-технологической академии

И00 Эркенова, З. Т. Клиническое обследование больного: учебное пособие для самостоятельной работы студентов 2-3-го курсов, обучающихся по специальности 060101. 65 «Лечебное дело» / З.Т. Эркенова, С.М.Котелевец, Р.Р. Байтокова. – Черкесск: БИЦ СевКавГГТА, 2015 – 50 с.

Аннотация: пособие предназначено для помощи студентам в освоении ими практических навыков непосредственного исследования пациента при изучении курса пропедевтики внутренних болезней. Рассмотрены основные правила оформления учебной истории болезни, обозначены особенности изложения каждого ее раздела. Особое внимание уделено анализу и детализации жалоб больного, синдромам и симптомам, присущим патологии той или иной системы организма. Определен перечень лабораторных и функциональных обследований, необходимых для подтверждения предварительного диагноза. Авторы полагают, что данное пособие будет также полезно для студентов старших курсов медицинских институтов и начинающим врачам.

УДК 000000

ББК 00000

 
© Эркенова З. Т., 2015

© ФГБОУ ВПО СевКавГГТА

В настоящее время целью перестройки высшей медицинской школы является коренное улучшение качества профессиональ­ной подготовки специалистов. Достижение ее может быть обеспечено всесторонним совер­шенствованием всех аспектов учебно-воспитательного процесса. Необходима разработка новых звеньев технологии учебно­го процесса. Большое внимание при этом должно быть уделено самостоятельной работе студентов (СРС). Учитывая, что каждая отдельная ка­федра в медицинском вузе решает конкретные задачи, общих рекомендаций по учебно-методическо­му обеспечению СРС не существует. Однако, базисным условием при этом надо считать создание благоприятныхусловий для решения и выполнения задач и заданий по овладению практическими навыками врачебной дея­тельности. Это касается не только конкретных физиче­ских умений и приемов, но и формирования активной жизненной позиции будущего врача. Понятно, что в медицинские вузы по­ступают не только влюбленные в будущую профессию люди, но и душевно хо­лодные, безразличные к физической и духовной боли пациента, которым нужна не столько деятельность вра­ча, сколько диплом как «трамплин» к благополучной жизни. Это определяет острую необходимость и огромное значение гуманистического воспитания сту­дентов. Малознающий врач и врач с дефицитом человечности одинаково непригодны для врачевания.

Девизом гуманистического воспитания студенческой молодежи в медицинском вузе должен быть призыв: сначала — человек, потом - врач, спешите делать доб­ро людям сегодня, ибо завтра может быть поздно. Уди­вительно точно выразил Ф. Рабле эту мысль: «Знание без совести — есть крушение души».

Клинические методы обследования всегда были и останутся основополагающими в диагностической и ле­чебной деятельности врача, ибо на этих методах бази­руется врачебное искусство. Они определяют полез­ность и эффективность врачевания. Следовательно, без овладения основными клиническими методами обследо­вания больных немыслима подготовка квалифициро­ванного врача.

Деонтология и учебный процесс. Перед самостоя­тельной курацией больных со студентами необходимо обсудить деонтологические аспекты врачебной деятельности. Успех диагностической и лечебной работы любого врача зависит не только от объема профессио­нальных и общеобразовательных знаний, но и от уров­ня его общей культуры, нравственной и специальной этической подготовки.

Именно поэтому, организуя учебный процесс на кафедре пропедевтики внутренних болезней, мы ставим задачи не только обучения будущих врачей методам обследования больных, но и воспитания врача, умеющего понять больного, владеющего «душевными» лекарствам. На занятиях студентам прививается чувство необходимости неукоснительного соблюдения норм морали, развития своего кругозора и культуры.

Курация больных. Самостоятельная работа студен­тов с больными соответствует обязательному принципу учебного процесса на клинических кафедрах — макси­мальному приближению его к постели больного, к усло­виям профессиональной деятельности врача. Курация больных студентами (индивидуальная или групповая по 2—3 человека) предполагает выявление симптомов и синдромов конкретной нозологии методами клинического обследования, интерпретацию по­лученных результатов, обоснование предварительного диагноза, составление плана дополнительных (инстру­ментальных и лабораторных) исследований для под­тверждения диагноза и определения основных принци­пов лечения.

Фрагмент истории болезни. После накопления опыта самостоятельной работы с больными перед окончанием определенного раздела учебной программы студентам предлагается вновь курация больного для написания фрагмента истории болезни, соответственно по патологии сердечно-­сосудистой, бронхолегочной систем, органов пищеваре­ния, мочевыделения и эндокринной системы. Фрагмент истории болезни должен отражать функциональное со­стояние изучаемой (или изученных) системы. Так, пос­ле раздела «Методы обследования больных с заболеваниями бронхолегочной системы» каждые 2 сту­дента занимаются курацией тематического больного для оформления затем фрагмента истории болезни. По­следний включает паспортные сведения, жалобы и их детализацию, анамнез болезни и жизни больного, осмотр (общий и грудной клетки), пальпацию грудной клетки, перкуссию (топографическую и сравнительную) и аускультацию легких. На основании полученных данных приводятся рассуждения по предварительному диагнозу, составляется план дополнительных методов исследования, после реализации которых обосновывается окончательный диагноз и намечаются принципы те­рапевтических мероприятий.

Далее после 4—6 занятий раздела «Методы обследо­вания больных с заболеваниями сердечнососудистой системы» — очередная курация тематического больного и подготовка фрагмента истории болезни, включающего в себя описание уже изученной бронхолегочной систе­мы по изложенной выше схеме и изучаемой сердечно­сосудистой системы. Фрагменты истории болезни проверяются преподавате­лем; дается характеристика проделанной работы с со­ответствующей оценкой. Студенты в последующем учи­тывают замечания и пожелания, что способствует освое­нию и закреплению практических навыков.

Подготовка фрагментов истории болезни, наряду с освоением и совершенствованием практических навыков и пособий, деонтологических приемов, развивает клиническое мышление, форми­рует умение правильно излагать свои мысли, углубляет и расширяет профессиональные знания. Накопленный опыт свидетельствует о несомненной пользе оформле­ния фрагментов истории болезни, защите их на практи­ческом занятии.

История болезни — важный медицинский и юриди­ческий документ, в котором должны быть отражены все сведения о больном. В связи с этим, обучение сту­дентов правильному и квалифицированному написанию истории болезни — важная и ответственная задача пропедевтики.

Предлагаемая схема клинического обследования больного включает традиционные разделы с изложением некоторых вопросов методологии. Написанная по этой схеме история болезни отражает уровень теорети­ческих знаний и степень освоения практических навы­ков, демонстрирует знание различных приемов врачебной деятельности и умение их применять в конкретной практической ситуации. Самостоятельная работа студентов над историей болезни способствует освоению методики общения с больными (сбор жалоб, их детализация, выяснение особенностей анамнеза болезни и жизни), физических способов об следования (пальпация, перкуссия, аускультация), осмыслению полученной информации для обоснования предварительного диагноза, составления эффективного плана дополнительных исследований, грамотному выбору основных принципов лечения, четкому формулированию окончательного клинического диагноза.

СХЕМА КЛИНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: