Просветительская историография 18в. в европейских странах и в Северной Америке

В течение 18в. в передовых странах Европы, а также Северной Америке, развитие капиталистических отношений ускорилось. В середине и второй половине столетия в странах Европы обострились социальные противоречия, нарастало широкое общественное недовольство феодально-абсолютистским «старым порядком». В этих условиях в 18в. широко развернулось идейно-культурное движение, вошедшее в историю под названием Просвещения.

18в. – это время дальнейшего интенсивного развития естественных наук. Наряду с математикой, физикой, астрономией значительные успехи были достигнуты в области химии, биологии, геологии. Однако в условиях века Просвещения общественное внимание было сосредоточено особенно на вопросах социально-политического характера. Лидирующую роль в разработке проблем обществоведения играла философия, на новые рубежи вышли наука о государстве и праве, политическая экономия. Век Просвещения явился этапов и в развитии исторической мысли и историографии.

Воззрения просветителей на общество восходили к теоретическому наследию передовых мыслителей 17в. Продолжая заложенную ими традицию, просветители стремились разработать единый научный метод познания природы и общества, включить явления общественной жизни в единую цепь изучаемых наукой закономерностей. Теории «естественного права» и «общественного договора» являлись важнейшими компонентами историко-социологических построений просветителей.

Однако во взглядах на общество они (Дидро, Гольбах, Гельвеций) сделали существенный шаг вперед. Естественнонаучной основой их философских воззрений наряду с механикой, физикой, математикой становятся медицина, физиология и биология. В отличие от мыслителей 17в., которые уподобляли общественные законы законам движения простых физических тел, они стремились также выявить специфические мотивы общественного поведения человека, обусловленные особенностями его биологической и духовной природы.

Просветители, в отличие от творцов научной революции 17в., живо интересовались историей и специально занимались ею. Почти все крупные мыслители Просвещения были не только философами, социологами, но и, в той или иной мере, историками. Просветителями были созданы опыты универсальной всемирной истории, поставлены проблемы преемственности и взаимодействия культур Запада и Востока. Они разрабатывали национальную историю европейских государств, обращались к истории Азии и Америки, изучали античность и средние века, приступили к исследованию нового времени, т.е. 17-18в.в.

Средствами истории просветители хотели доказать неразумность феодального средневекового порядка, ложность церковной идеологии, в истории они искали школу политического опыта. Они хотели создать научную, «философскую» историю в противовес чисто описательной. К изучению исторического прошлого просветители применили выработанные наукой 17-18в.в. новые теоретические принципы, привнесли и историографию аналитические методы рационализма.

Просветительская историография довела до конца начатое гуманистами преодоление теологической интерпретации истории. Общественные явления и события она объясняла естественными стремлениями и «интересами» людей, их страстями, мнениями, предрассудками и ошибками.

Просветители предложили новое понимание самого предмета исторической науки. История для них - не только арена деятельности королей и героев, а прежде всего история цивилизации и человечества. Поэтому они вовлекли в сферу ее изучения историю культуры в широком смысле, историю нравов, народонаселения и т.д. Для многих просветителей характерен интерес к истории промышленности, торговли, технических усовершенствований. Воззрениям большинства просветителей был присущ исторический оптимизм, убеждение в возможности бесконечного совершенствования человеческого рода.

В целом определяющей силой человеческой истории просветители считали прежде всего разум, просвещение, сознательную деятельность законодателей и правителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: