Европейская историография в 17в.: основные тенденции развития

В 17в. в идейно-культурной жизни Европы обозначился важный этап, обусловленный новой ступенью в процессе становления буржуазных отношений. Процесс поступательного развития естественнонаучной и общественной мысли именно в 17в. поднялся на качественно новую ступень. Новая эпоха, предъявлявшая растущий спрос на новые знания, способствовала раскрепощению научной мысли и общественного сознания, появлению целой плеяды блестящих ученых и мыслителей. Следствием этого стало такое капитальное явление в истории духовной культуры, как научная и мировоззренческая революция 17в.

Следует отметить два важных итога этого беспримерного интеллектуального взлета. Во-первых, благодаря выдающимся открытиям Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона и других ученых была создана и всесторонне разработана новая естественнонаучная картина мироздания, окончательно сменившая средневековое видение мира, основанное на физике Аристотеля и теории движения планет вокруг неподвижной Земли Птолемея. Во-вторых, результатом научной революции 17в. было коренное обновление метода научного познания. Уже в первой половине 17в. выступили такие глашатаи новых принципов и методов научного познания, как Ф.Бэкон (родоначальник английского материализма), и основоположник рационалистической традиции в учении о познании Р.Декарт. Особое значение придавалось количественным характеристикам, к которым сводились и характеристики качественные, - в этом отражалось механистическое мировоззрение, сложившееся в условиях громадных успехов механики и математики.

В мировоззренческом плане результатом научной революции явилось окончательное отграничение области веры от области науки. Успехи в развитии естественных наук – математики, физики, астрономии, анатомии и физиологии, в особенности механики, - оказывали огромное воздействие на изучение общества. Передовые мыслители 17в. хотели применить к изучению общества те же принципы, на которых основывались науки о природе, создать такое научное мышление, которое охватило бы в равной мере явления и физического и общественного порядка, выработать научный метод, единый для познания природы и общества. Они утверждали, что общество подчинено определенным естественным законам, которые подобно законам природы, могут быть познаны и использованы людьми.

Однако творцы научной революции 17в., прокладывая новые пути в познании природы и общества, мало интересовались конкретной историей и редко занимались ею. Более того, создатели новой науки относились скептически к историографии своего времени. Р.Декарт вообще отрицал возможность достоверного знания в истории. Такое отношение к написанию истории в основном было связано с тем положением, в котором она оказалась в условиях научной революции 17в. Созданная в ходе ее новая наука обосновывала ценность аналитического мышления, опытный характер научного познания, необходимость математического выражения и экспериментальной проверки результатов. Между тем историография оставалась по своему типу в основном повествовательной, лишенной научно-аналитического начала. По целям, которые перед нею ставились, историография была морализирующей и поучающей и оказывалась, по существу, чуждой тому новому способу научного мышления, который возобладал в течение 17в. в естественных науках и обществоведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: