Говоря о результате, мы должны ясно понимать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала. И пусть ребята не делают новых открытий, но они повторяют путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для формирования активной жизненной позиции и развития познавательных сил. Педагогический результат – это опыт самостоятельной творческой, исследовательской работы, новых знаний и умений, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Результат образовательного процесса определяется через выявление уровня сформированности исследовательского и творческого мышления учащихся.
В качестве возможных линий анализа сформированности исследовательского мышления учащегося мы выдвигаем следующие критерии:
· степень проявления поисковой активности,
· глубина, прочность овладения способами и приёмами исследовательской деятельности,
· оригинальность, правдоподобие, обоснованность и действенность выдвигаемых гипотез, их количество;
· планомерность и организованность выполняемого исследования;
· полнота и обоснованность выводов.
Методы отслеживания результативности
v Учащимся предлагается выдвинуть гипотезы – предположения о причинах событий или перспективах развития фантастического явления. Примеры ситуаций-заданий:
Что бы было, если бы все люди научились обходиться без воды и пищи?»,