Подходы к организации обучения

Природная любознательность младших школьников, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового позволяют легко включить ребёнка в исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность является одним из методов проблемного обучения, поэтому обучение должно начинаться с умения видеть проблемы, с умения удивляться. Организовывать работу по решению проблем необходимо по законам проведения научных изысканий, как самостоятельный творческий поиск. В рамках исследовательского подхода по традиции, заведенной еще Д. Дьюи, обучение ведется с опорой на непосредственный опыт и его постепенное расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности.

Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связанного целого. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования обучения, разработанные Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским и их последователями; а также общедидактические приемы:

Ø Анализ и установление причинно – следственных связей;

Ø Сравнение, обобщение и конкретизация;

Ø Выдвижение гипотез;

Ø Перенос знаний в новую ситуацию;

Ø Поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы;

Ø Планирование исследования;

Ø Оформление результатов проведенного исследования.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской деятельности школьника. В современной теории исследовательского обучения (Дж. Шваб, П. Брандвейн, Леви) выделяется 3 уровня его реализации на практике:

1. Преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти самостоятельно учащимся;

2. Преподаватель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно (может быть коллективный поиск);

3. Постановкой проблемы, поиском методов ее исследования и разработкой решения занимаются самостоятельно учащиеся.

Задачей учебного курса является постепенный переход к исследовательской деятельности учащихся третьего уровня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: