Современный мир меняется настолько быстро, что это не может не отражаться на процессе социализации подрастающего поколения. В связи с этим возрастает потребность общества в личности, способной справиться с множеством возникающих проблем, приобретает актуальность задача развития творческих способностей. Особое внимание уделяется развитию общих творческих способностей, т.к. они позволяют успешно действовать в различных областях, т.е. имеют универсальное значение, в отличие от специальных способностей, проявляющихся в определенных видах деятельности.
К творческим способностям (Г.И. Вергелес, А.И. Раев) относят: вариативность, гипотетичность, перенос и импровизацию. Развитие общих творческих способностей способствует становлению учащихся как субъектов учебной деятельности, обладающих активной, самостоятельной и творческой позицией. Младший школьный возраст является тем периодом развития учебной деятельности, в котором имеются оптимальные условия для овладения опытом творческой деятельности в различных видах творчества: художественном, техническом и научном. Третий вид творчества – научное – почти не представлен в начальной школе, так как считается малодоступным для младших школьников. Исследовательская деятельность - одна из форм творческой деятельности, которая позволяет сохранить и развить исходный потенциал ребёнка, обладающего особой тягой к познанию. Младшие школьники хотят и могут быть исследователями, однако школа игнорирует потребности и возможности детей, тормозя тем самым их развитие.
Данная программа факультатива предлагается учащимся 4 класса общеобразовательной средней школой.
Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них стремления к познанию, научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Целью образовательной программы является создание условий для развития исследовательской культуры учащихся через накопление опыта организации и проведения практических исследований.
Задачами, на решение которых направлена программа, является формирование ряда мыслительных и практикоориентированных умений учащихся, сочетание которых обеспечивает становление исследовательской культуры:
1.мыслительные навыки:
• умение видеть проблему;
• анализ, выделение главного;
• определение и объяснение понятий;
• доказательство и опровержение гипотезы;
• сравнение, обобщение, конкретизация.
2.умение провести теоретическое исследование через работу с книгой и другими источниками информации;
3.умения и навыки, связанные с культурой оформления результатов исследования и их презентацией;
4. специальные исследовательские умения:
· умение видеть объект с разных сторон, установка на возможность различных решений исследовательской задачи;
· умение устанавливать причинно-следственные отношения, выдвинуть гипотезу;
· умение спланировать и организовать исследование, направленное на проверку гипотезы, используя методы научного познания;
· умение вовремя отказаться от «скомпрометированной гипотезы»;
· умение провести мысленный эксперимент, моделирование эксперимента;
· способность отмечать промежуточные результаты исследования, не унывать при неудаче.