Тема: «Земля - наш космический корабль»

Содержание: изобретение очков для наблюдения за солнечным затмением.

Противоречие: Очки должны быть прозрачными, чтобы сквозь них наблюдать затмение солнца, и не должны быть прозрачными, чтобы не испортить зрение от яркого света.

Приём «Изменение свойств». Изменение окраски и степени прозрачности. Вместо стекол используется старая засвеченная фотопленка.

Тема: «Путешествие по карте полушарий».

Противоречие: Глобус удобен для знакомства со всей земной поверхностью и неудобен при транспортировке.

Прием «Переход в другое измерение». Используется плоскостное изображение земной поверхности - карта полушарий.

Тема: «Лес и человек».

Противоречие: Лес и его обитатели являются богатейшим ресурсом, но при его нерациональном использовании исчезают редкие виды растений и животных.

Прием «Вынесение». Из всей природы выделяем отдельные участки – заповедники для сохранения первозданной природы.

Тема: «О почве».

Противоречие: Тракторы нужно использовать для обработки почвы, но тяжелая техника уплотняет землю, что наносит большой вред.

Прием «Антивес». Сам трактор движется над почвой, и только его рабочий орган соприкасается с землей.

Тема: Лес - природное сообщество.

РТВ - Личностная аналогия (эмпатия).

Игра «Если бы я был грибом…» (ромашкой, божьей коровкой, кузнечиком и т.д.)

«Если бы я была грибом, то я была бы мухомором. У меня была бы красная шляпа в белый горошек, ажурная белая юбочка. Я была бы пластинчатым грибом. В солнечную погоду я красовалась бы на полянке вместе со своими подружками. Грибники проходили бы мимо меня, а вот лось меня любит. Я готова ему помочь как доктор - выгнать из его организма всех глистов. Я люблю помогать другим». Лаврова В.

Тема: «Растениеводство в нашем крае»

Противоречие: Французский агроном Пармонтье убеждает сограждан в полезности использования картофеля в пищу, но сограждане отвергают призывы ученого.

Прием «Наоборот». Пармонтье приказывает охранять поля с картофелем,

что привлекает внимание простых людей, и интерес к картофелю возрастает.

Тема: «Отрасли животноводства».

Противоречие: В далеком прошлом люди разоряли жилища диких пчел и забирали весь мед, а пчелиная семья погибала и не давала больше урожая.

Приемы «Дробление», «Вынесение». Современные пчеловоды делят урожай меда и забирают одну часть себе, а другую часть оставляют пчелам для питания.

Использование ТРИЗ – педагогики имеет большие достоинства:

- существенно повышается вероятность решения творческих задач учащимися благодаря использованию системы специальных алгоритмов, методов и приемов;

- снимается психологический барьер боязни нового, неизвестного;

- обеспечивает гуманистический характер содержания обучения, основанный на решении актуальных для общества проблем;

- жизненные проблемы воспринимаются не как непреодолимое препятствие, а как очередная задача, которую надо решить.

ТТРИЗ позволяет осуществить в уроке интеграцию различных видов обучающей деятельности: игровой, конструктивный, исследовательский, изобретательский. Использование элементов ТРИЗ делает обучение увлекательным, творческим.

Литература:

1. Альтшуллер Г.С. «Найти идею»- Петрозаводск, «Скандинавия», 2003.

2. Модестов С.Ю. «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ»- СПб, «Издательство Акцидент», 1998

3. Плешаков А.А. Природоведение-4. – Москва, «Просвещение», 1997.

4. Учителям о ТРИЗ. Сборник метод. материалов по преподаванию ТРИЗ в начальной школе. Выпуск 2.- СПб ЗАО «Атос», 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: