Заключение. Итак, информация для схем поступает из многочисленных источников потрем каналам

Итак, информация для схем поступает из многочисленных источников потрем каналам. Механизм взаимного влияния обеспечивает взаимодействие источников со схемами и между собой. К возникновению новых схем приводит как повторяющийся, так и травматический опыт.

А теперь попробуйте понять, как возникли ваши схемы. Это важный шаг. Многие наши пациенты, поняв, что они не сами выбрали свои неадекватные схемы, избавлялись от чувства вины и презрения к самим себе. Прожив такую жизнь, которую прожили вы, невозможно иметь схемы, отличные от тех, которые у вас есть на данный момент. Зато в будущем вы сможете изменить их так, как захотите, если захотите.

Упражнения, приведенные ниже, помогут вам снять с себя чувство вины за неадекватность ваших схем. "Снять", а не "переложить". Некоторые из ваших схем вы позаимствовали у своих родителей, но и они не виноваты. Цель наших упражнений - углубить понимание себя, а не дать повод для возмездия.

Происхождение ваших схем Культура

Перечитайте определения схем в приложении А. Затем попытайтесь определить, какие из этих схем вам внушила ваша культура. Это могло быть сделано через средства массовой информации или организации, к которым вы принадлежали. Например, в некоторых вероисповеданиях поощряются схемы Альтруист' или Недостойный', а схема Эгоцентричный* осуждается. Какие схемы поддерживает или запрещает ваша религия? Некоторые школы требуют от учеников, чтобы они были Уступающими' и Способными справиться*, и стремятся искоренить в них Агрессивность*. Какие схемы сформировала в вас школа, в которой вы учились? Просто укажите названия схем.

Схемы, которые достались вам от других людей. Перечислите людей, которые сыграли самые важные роли в вашей жизни, неважно, позитивным или негативным было их влияние. Против каждого имени запишите адекватные и неадекватные схемы, которые, как вам кажется, были наиболее характерны для этого человека. Число схем не ограничено. Постарайтесь привести пример того, как проявлялась каждая из этих схем. В последней колонке опишите, как, по-вашему, схема повлияла на вас. Вот с чего начал выполнение этого задания Стивен:

Происхождение схем других людей. Когда вы поймете, откуда у другого человека взялись его схемы, вы перестанете на него злиться за то, что он наградил вас неадекватными схемами. Из предыдущего упражнения перепишите все имена людей, которых вы перечислили, и их неадекватные схемы. А теперь подумайте и напишите, чем они могли быть обусловлены. Мы снова приводим пример Стивена.

Повторяющийся и травматический опыт. Назовите пять или шесть самых сильных ваших схем, как адекватных, так и неадекватных. Во второй колонке пометьте, стал ли ее причиной повторяющийся опыт, душевная травма или, возможно, то и другое вместе. В третьей колонке опишите обстоятельства, которые привели к возникновению этой схемы. Ниже вы прочтете еще один пример Стивена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: