Взаимовлияние: формирование схем - это улица с двусторонним движением

Взаимовлияние - основной принцип развития человека. С самого рождения мы активно воздействуем на социальную и физическую среду. От наших действий зависит то, как на нас peaгируют другие. Ребенок, который не любит, когда его обнимают, своей реакцией на ласку вызывает разочарование у мамы, которая воспринимает его неудовольствие как личную неприязнь, что может сделать ее менее отзывчивой к запросам ребенка в дальнейшем. В такой ситуации у ребенка возможно формирование схемы Бессильный', а у матери - схемы Несоответствующая.

Дети, которые все время плачут и с трудом привыкают к переменам, часто становятся источником страдания для своих родителей, особенно если это - их первый ребенок. Родители объясняют его поведение отсутствием у себя родительских навыков, и у них развивается чувство вины и неадекватности. Простое знание о различиях темперамента у детей могло бы предотвратить формирование порочного круга взаимного негативного влияния.

Принцип взаимовлияния объясняет, почему психологам так сложно найти полный и окончательный ответ на вопрос: "Почему я такой, какой я есть?". Каждая схема обязана своим существованием не одному фактору. Множество разных обстоятельств вносят свой вклад в ее формирование, а она, в свою очередь, вносит вклад в то, как человек воспринимает и объясняет события окружающего мира.

Источники информации для схем и принцип взаимного влияния

Разный опыт, одинаковые схемы

К возникновению одинаковых схем у разных людей приводят совершенно разные обстоятельства. Ребенок с хорошей координацией движений в семье, где поощряются занятия спортом, будет чувствовать себя Сильным * и Соответствующим *. Другой ребенок, у которого есть способности к игре на фортепиано, будет чувствовать себя Сильным * и Соответствующим * в семье, где любят слушать музыку и положительно оценивают наличие музыкальных способностей. Каждый из них может осознавать, что в других областях он далеко не так одарен, и включить эту информацию в свою схему Сильный* или Соответствующий*. Если родители не принижают его за отсутствие других способностей и достаточно высоки ценят ту область, где он силен, знание о своих слабых местах не подорвет у ребенка ощущения компетентности. Не забывайте, что адекватные схемы включают как позитивную информацию, так и негативную, только позитивной информации в ней больше, а негативная рассматривается с позиции принятия.

Один и тот же опыт, разные схемы

Одни и те же обстоятельства могут привести к формированию совершенно разных схем у двух разных людей, поскольку одну и ту же ситуацию каждый человек переживает по-своему. Например, дети, воспитанные в одной и той же семье, часто имеют разные схемы. Причина этого во взаимодействии их врожденных особенностей с физическим и социальным окружением.

Устойчивость к стрессу ярко иллюстрирует это положение. Многие дети переживают тяжелые ситуации: болезнь, несчастный случай, смерть или уход одного из членов семьи, трудные материальные обстоятельства. У некоторых детей след от подобных событий остается на всю жизнь, тогда как другие довольно быстро справляются со стрессом. Психологи называют этих последних стрессоустойчивыми. Чем же они отличаются от своих "стрессонеустойчивых" сверстников? Психологами было выделено три фактора, благоприятствующих развитию стрессоустойчивости. Во-первых, самостоятельность и отзывчивость ребенка. Во-вторых, теплый и поддерживающий климат в семье. В-третьих, поддержка от сверстников и взрослых вне семьи и наличие позитивных примеров поведения. Как вы видите, факторы, способствующие стрессоустойчивости, включают как врожденные особенности ребенка, так и конструктивное влияние со стороны среды. Следовательно, схемы стрессоустойчивого ребенка отличаются от схем других детей, выросших, например, в той же семье.

К сожалению, некоторые схемы, помогавшие человеку адаптироваться к его окружению в детстве, могут помешать ему в дальнейшем, в более "здоровой" обстановке. Одна из таких характеристик, увеличивающих сопротивляемость к стрессу, - готовность прийти на помощь, или схема Альтруист'. Ребенок, находящийся в трудной ситуации, своей отзывчивостью привлекает симпатию людей, от доброй воли которых он зависит, но в дальнейшем ему, возможно, придется выработать более сбалансированное отношение к своим и чужим потребностям, то есть научиться заботиться и о себе тоже.

Формирование схем

Итак, нам известно, из каких источников и по каким каналам поступает информация для схем. Теперь важно понять, каким образом она превращается в схемы. Существуют два пути: повторяющийся опыт и травматический опыт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: