Повторяющийся опыт

Большинство схем формируются в результате переживания повторяющихся ситуаций, соответствующих данному континууму. Например, информацию о своей привлекательности мы получаем из того, как с нами обращаются другие, что мы видим, что мы слышим и т. д. Схема возникает в раннем детстве: в этот период она легко может быть модифицирована, если будет получена информация, противоречащая ей. Например, девочку, у которой в семье начала формироваться схема Привлекательная*, в детском саду дразнят за ее рыжие волосы и веснушки. Естественно, она решает, что она непривлекательна, и ее первоначально адекватная схема превращается в негативную неадекватную.

Процесс восприятия у человека построен так, чтобы подкреплять имеющиеся гипотезы. Поэтому маленькая рыжая девочка станет особенно чувствительна ко всем случаям, когда ее дразнят "рыжей", и даже к ситуациям, которые могут быть истолкованы неоднозначно; все они будут подкреплять ее новую негативную схему. Заметив, что мальчики смеются в то время, когда она проходит мимо, она отнесет это на свой счет, даже если повод для смеха не относился к ее внешности и вообще не относился к ней лично.

Более того, схема автоматически обесценивает ту информацию, которая противоречит ее содержанию. Маленькая рыжая девочка думает, что родители называют ее рыжие волосы красивыми не потому, что цвет ее волос действительно красив, а потому, что они ее родители. Никто не сомневается в истинности своих схем - потому, что если бы мы ставили под сомнение каждое свое убеждение, то не смогли бы нормально функционировать...

Травматический опыт

Большинство людей воспринимают мир как относительно безопасный и считают, что могут в той или иной степени контролировать происходящее. Мы думаем, что с хорошими людьми происходит только хорошее, а с плохими - плохое; мы считаем, что каждый человек получает по заслугам. Такое отношение к миру как благожелательному, предсказуемому и контролируемому предполагает, что мы сами чувствуем себя Сильными*, Достойными*, Доверяющими* и Способными сопротивляться*.

Травматические события не подходят под эти схемы. Торнадо, которое стирает в порошок целое селение, калечит и оставляет без крова его обитателей, ни благожелательно, ни предсказуемо. Насилие или грабеж несовместимы со схемами Сильный* или Доверяющий *. Раковая опухоль не соответствует схеме Способный сопротивляться*. Одна из причин разрушительности травматического опыта - в этом трагическом несоответствии.

До некоторой степени травматичность событий зависит от существующих у человека схем. Одно исследование показало, что женщины, которые были склонны считать, что не могут стать жертвой преступления, тяжелее переносили травматический опыт, чем женщины, допускавшие, что это может случиться с ними, как и с любой другой.

Так как травматический опыт не соответствует имеющимся схемам, наш мозг либо модифицирует схемы или опыт, либо создает новую схему. Так как создать новую схему труднее, чем немного подправить детали события, процесс модификации задействуется значительно чаще, чем процесс построения новой схемы.

Например, молодой человек был ограблен, выйдя из бара поздно вечером в состоянии алкогольного опьянения. Он может решить, что причиной несчастья стало позднее время и его неосторожное поведение под воздействием выпитого. Таким образом происходит включение дополнительной информации в имеющиеся адекватные схемы Сильный * и Способный сопротивляться* (например: "Обычно я могу контролировать то, что со мной происходит, если только я не пьян"). Процесс модификации может коснуться как новой информации, так и схемы, но чаще схема остается той же самой.

Но модификации бывает недостаточно. После изнасилования некоторые женщины решают, что это было не насилие, потому что мужчине, видимо, показалось, что она хочет сексуальной близости. Изменяя историю таким образом, женщина отбрасывает и тот факт, что она неоднократно говорила "нет", и то, что она активно сопротивлялась, пока мужчина не справился с ней, применив силу. Такая интерпретация подходит под ее схемы Способная сопротивляться* и Сильная*, но реальные факты по-прежнему не совмещаются с ними. Когда противоречащая схемам информация интегрирована не полностью, любое событие, как-то напоминающее о происшедшем, включает воспоминание о нем и заставляет человека заново переживать те же чувства. Поэтому в будущем женщина неоднократно столкнется с навязчивыми воспоминаниями о насилии и ночными кошмарами, которые будут сигналить ей о том, что травматическое событие не было полностью интегрировано в существующие схемы.

Когда человек абсолютно не способен изменить травмирующую информацию так, чтобы подогнать ее под старые схемы, ему приходится создавать новые. Например, когда ребенка бьет взрослый, которому ребенок раньше доверял, этот опыт не совмещается со схемами, которые были у ребенка до травматического события. Если другие люди считают этого взрослого хорошим человеком, ребенок решает, что он сам плохой и заслуживает плохого обращения, формируя таким образом схему Недостойный'. У детей, которые пережили насилие, также возникают следующие типичные негативные неадекватные схемы: Недоверчивый (людям нельзя доверять), Бессильный' (от насилия невозможно защититься), и Избегающий' (близость опасна).

Психологи обнаружили, что схемы континуумов сопротивляемости, доверия, силы, ценности и близости особенно чувствительны ко всем видам насилия. Когда жертвы не могут интегрировать травматический опыт в имеющиеся схемы, они создают новые. Эти новые схемы необязательно неадекватны. Допустим, мужчина пятидесяти лет со схемой Неуязвимый* заболел ангиной. В процессе выздоровления его неадекватная схема может измениться на адекватную (Способный сопротивляться*): он поймет, что может заболеть, если не примет мер предосторожности. К сожалению, чаще новые схемы бывают неадекватными. Обычно жертва насилия меняет свои адекватные схемы Способная сопротивляться* и Сильная* на негативные неадекватные Бессильная' и Уязвимая', резко ограничивает свою активность, меняет стиль жизни и в дальнейшем живет в постоянном страхе.

Новые схемы, порожденные травматическим опытом, мы поддерживаем точно так же, как схемы, сформированные повторяющимся опытом. Заново переживая пугающие чувства в своем воображении, мы еще глубже укореняем новую схему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: