Стадии творческого процесса
1.Определить цель
2.Обеспечить обзор (сбор информации).
3.Креативный прыжок
4.Оценить и доработать идею
5.Отстоять решение.
Все стадии подробно разбираются по очередно:
1.Определение цели и постановка задачи.
Что есть цель? Представьте ситуацию: «Я иду в кино».
Какова моя цель при этом? Посмотреть фильм или хорошо провести время, или скушать поп корн, а может быть познакомиться с девушкой? В каждом конкретном случае решение задач для достижения цели будет различным.
2.Обеспечение обзора
Для того, чтобы понять каковы наши задачи и как их решить мы должны воспринять максимально возможный объем информации. При этом важно найти идеи, ведущие к достижению поставленной цели, а не решению конкретной задачи. Существует несколько методик позволяющих оптимизировать процесс сбора информации и постановки задач.
Одна из простых методик – метод прогрессирующего абстрагирования
Эдварда де Боно
Пример концептуального веера:
Как видно из таблицы №1. в зависимости от выбора альтернатив, дальнейшее развитие происходит дальнейшее развитие многих задач. Цель при этом остается прежней «повесить картину». Если «отодвинуть» цель и поставить перед собой цель более общую: «украсить интерьер живописным изображением», то при этом количество альтернатив увеличивается. Картину можно поставить на подиум, подвесить на кронштейнах к потолку и т.д.
Концептуальный веер дает «двухмерное горизонтальное изображение» альтернатив.
Двухмерное вертикальное изображение представляет метод «лесенок- веревочек». Для этого метода представляем нашу цель как вершину- «крышу» дома. Все факторы помогающие решить проблему представим как «лесенки», а мешающие, как «веревочки». После того, как будут учтены все факторы, перед нами предстанет полная картина всех альтернатив ведущих к решению поставленной цели.
Трех мерное изображение дает «Ментальная карта». Цель при этом находится в середине листа, а альтернативы, положительно и отрицательно влияющие факторы будут располагаться на периферии.
Тони Бузан даёт несколько советов по заполнению ментальных карт.
1)начинаем с цветной картинки в центре листа.
2)записывай все слова заглавными буквами
3)все слова стоят на линиях, каждая линия связана с другими.
4)используется по одному ключевому слову на линию
5)вводить символы и картинки
6)использовать много цветов
7)игнорировать контролирующее мышление. Записывать всё, что придёт в голову.
Аудиторное задание – составить «концептуальный веер»