Становление черт

Каждый может составить список черт, каждую из которых следовало бы усилить и список черт, которые следовало бы ослабить. Составление такого перечня черт облегчается тем, что многие черты носят полярный характер Смелость и трусость, правдивость н лживость и так далее. Это деление имеет практическое значение. Например борьба с трусливостью есть выработка бесстрашия и мужества устранение физической слабости достигается путем усиления здоровья, забывчивости путем снижения тревожности и достижения уверенности, которая улучшает нашу память, способность понимать то, что нужно.

Любые черты развиваются вследствие научения, то есть путем повторения соответствующего поведения и получения удовлетворения от их осуществления. В повторении образуются навык и привычка к данному виду поведения. Однако такие черты как терпимость открытость, уверенность в себе не могут быть выработаны посредством простой тренировки, так как они зависят от типа мышления, от эмоций, от силы потребностей и способности к саморегуляции. Поэтому воспитание черт это не просто тренировка программ определенных черт, а формирование индивидуальности, силы Я и саногенного мышления человека.

Состав действия и черта.

Раз черта это действие, то к пониманию черты можно подойти с позиций знания структуры действия в составе любого действия психологами выделяются четыре элемента: цель, ориентировка завершающаяся определением ситуации, программа (план) и обратная связь, (управление поведением). Черта это предрасположение или установка к определенному действию, стимулируемого ситуацией и мыслями В тех случаях, когда действие отработано и появляется потребность к его исполнению, черта осуществляется автоматически, как привычка. Черта – это система стожившихся навыков поведения, которые возникают всякий раз, когда складывается определенная ситуация.

Если я хочу изучить, как устроена моя определенная черта, я должен умственно воспроизвести постепенно все стадии поведения, составляющего эту черту, и те навыки, из которых состоит это поведение. Поскольку черта связана с ситуацией, мне будет важно проиграть в уме ситуации и особенности проявления черты в них. Заметим, что человек не в состоянии этого сделать, если не знает, как устроено действие. Знание функциональной структуры черты необходимо для самовоспитания. Поэтому для усвоения саногенного мышления нужно знать строение любой черты.




double arrow
Сейчас читают про: