Становление черт

Каждый может составить список черт, каждую из которых следовало бы усилить и список черт, которые следовало бы ослабить. Составление такого перечня черт облегчается тем, что многие черты носят полярный характер Смелость и трусость, правдивость н лживость и так далее. Это деление имеет практическое значение. Например борьба с трусливостью есть выработка бесстрашия и мужества устранение физической слабости достигается путем усиления здоровья, забывчивости путем снижения тревожности и достижения уверенности, которая улучшает нашу память, способность понимать то, что нужно.

Любые черты развиваются вследствие научения, то есть путем повторения соответствующего поведения и получения удовлетворения от их осуществления. В повторении образуются навык и привычка к данному виду поведения. Однако такие черты как терпимость открытость, уверенность в себе не могут быть выработаны посредством простой тренировки, так как они зависят от типа мышления, от эмоций, от силы потребностей и способности к саморегуляции. Поэтому воспитание черт это не просто тренировка программ определенных черт, а формирование индивидуальности, силы Я и саногенного мышления человека.

Состав действия и черта.

Раз черта это действие, то к пониманию черты можно подойти с позиций знания структуры действия в составе любого действия психологами выделяются четыре элемента: цель, ориентировка завершающаяся определением ситуации, программа (план) и обратная связь, (управление поведением). Черта это предрасположение или установка к определенному действию, стимулируемого ситуацией и мыслями В тех случаях, когда действие отработано и появляется потребность к его исполнению, черта осуществляется автоматически, как привычка. Черта – это система стожившихся навыков поведения, которые возникают всякий раз, когда складывается определенная ситуация.

Если я хочу изучить, как устроена моя определенная черта, я должен умственно воспроизвести постепенно все стадии поведения, составляющего эту черту, и те навыки, из которых состоит это поведение. Поскольку черта связана с ситуацией, мне будет важно проиграть в уме ситуации и особенности проявления черты в них. Заметим, что человек не в состоянии этого сделать, если не знает, как устроено действие. Знание функциональной структуры черты необходимо для самовоспитания. Поэтому для усвоения саногенного мышления нужно знать строение любой черты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: