отец еще и отругает; <Умей проигрывать>! Нередко такие игры превращаются в
бесконечный инструктаж, оценку всех ошибок, всех неуспехов: <Ну вот, опять
мимо, надо сильнее бить! Ну что ты маленький, что ли, быстрее беги, мало
каши ел!> Это уже не игра, а спортивная тренировка. Однако опытный тренер
Хорошо, знает, как важна уместная похвала, как важно внушить спортсмену
Уверенность в своих сшах. Умению внушать такую уверенность, хвалить своих
Детей надо учиться истцам. Некоторые дети справляются с подобными ситуа-
Циями. При таком жестком стиле общения они всеми силами стремятся быть на
Уровне требований родителей и постепенно достигают успеха. Но бывает и по-
Другому. Ребенок прикладывает много усилий и стараний, но он физически ослаб-
Лен или по природе медлителен, неловок, и все его старания остаются незамечен-
Ными. Ребенок попадает в ситуацию застойного, хронического неуспеха и неодоб-
Рения. Ему, особенно если это мальчик, трудно осознать свою несостоятельность,
|
|
Касающуюся физической силы, ловкости. А рядом умелый, могучий, сильный, всегда
Побеждающий и всегда негативно его оценивающий отец. Так рождаются амби-
валентные, т. е. противоречивые, чувства к родителям, <люблю - ненавижу>,
Так формируются черты личности, вызывающие у ребенка включение особых,
Невротических, защитных механизмов.
Несколько слов хотелось бы сказать и о другой распространенной ошибке в
Руководстве детскими играми. Подчас родители, не жалея времени, стараются
Постоянно присматривать за детьми, ни на секунду не спускать глаз с них. Сначала,
Когда ребенок еще мал, это как будто оправдано заботой о его безопасности. Но
Вот что удивительно, ребенку уже 5-6 лет, а он постоянно находится в зоне
Всевидящего материнского ока: в игре, дома,.на улице, в контактах со сверст-
Никами. Обычное таких семьях возникает и укореняется недоверие к ребенку.
Когда-то он сделал что-то не так, неправильно, и вот теперь родители без
Конца следят за ребенком, не понимая, что в обстановке недоверия, слежки не-
Благоприятные черты личности или формы, поведения только укрепляются. В
Подобных случаях, чем старше становится ребенок, чем больше, как думают
Родители, открывается соблазнов, тем более напряженной и изощренной по фор-
Ме становится слежка. Это очень, серьезная воспитамельная проблема, начале
Которой часто содержится в реакциях родителей на детские игры.
Итак, сколько.же нужно, времени, чтобы научить ребенка играть? Време-
Ш нужно немного, HQ от родителей в руководстве игрой ребенка потребуется