При создании благоприятных условий в семье, отсутствии конфликтов,
Соответствии воспитания реальным психофизиологическим возможностям детей,
Постепенном укреплении их нервной системы все отмеченные расстройства прохо-
Дят или заметно уменьшаются к концу дошкольного возраста.
Консультация четвертая:
Как родители могут помочь своему ребенку
Преодолеть страхи?
Разговор с родителями продолжает
Врач-психОтерапевт А. И. Захаров
В основе большинства страхов в дошкольном возрасте лежит аффективно-
Заостренное восприятие угрозы для жизни как одно из проявлений инстинкта
Самосохранения. Боящиеся дети более осторожны и предусмотрительны, более
Эмоциональны и впечатлительны. Полное отсутствие страхов скорее исключение,
Чем правило, и может указывать на пониженную эмоциональность, недостаток
Чувствительности, ослабление инстинкта самосохранения с расторможенностью
Влечений и неуправляемой возбудимостью. Подобные проявления могут быть
|
|
Следствием каких-то серьезных нарушений со стороны мозга или если родители -
Алкоголики. В последнем случае помимо неустойчивости внимания, разбросаннос-
Ти, непоседливости и возбудимости типична нечувствительность детей к стра-
Хам и переживаниям вообще. Чувства этих детей мимолетны, они легко обма-
Нывают, лгут, причиняют другим боль и не испытывают даже в более старшем
Возрасте чувства вины и раскаяния. Большое же количество страхов и, главное,
Их устойчивость говорят о высокой эмоциональной чувствительности и впечат-
Лительности, нередко повышенной ранимости и беззащитности. К тому же сами
родители, особенно матери, испытывая crnruTTii и>>-.---
Акты.детей, чтение ими сказок, просмотр телепередач и самостоятельное вре-
Япрепровождение. Многое здесь зависит от отца, его роли в семье, манеры пове-
Ения и способности помочь детям в преодолении страхов. Егд излишняя стро-
осщь, игнорирование повышенной чувствительнд<)ты детей, Невнимание к душевным
Впросам усиливают их невротическую, основанную на беспокойстве, привяЗан-
Всть к матери и уже этим способствуют появлению страхов.
".. Страхи иногда пытаются искоренить любыми-способамы,не-9адумываясь
Бих причинах. Здесь и порицание, и осуждение, и различные виды наказания.
Однако это не дает ожидаемых результатов и развивает неуверенность в себе и
Нерешительность в действиях. В других случаях страхи сознательно игнорируют,